Сегодня: 2017-12-12    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Г. Дегтерев: Как сформировать профессионала-аграрника.

Сейчас идет много дискуссий о модернизации и повышении качества образования. Свою лепту в этот разговор реши внести Георгий Дегтерев, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель РФ, директор Центра инновационных образовательных проектов.

Приводим его позицию.

Традиционно российская система подготовки специалистов высшей квалификации остается привлекательной и имеет сильные позиции в возможной конкуренции с евростандартами. Однако, качество подготовки специалистов, особенно профессиональная часть квалификации высшего образования за годы новейшей истории серьезно пострадала. Причин тому несколько.

Во-первых, это скудное финансирование ВУЗов, которое привело к несоответствию учебно-методической базы требованиям времени.

Во-вторых, принципиально изменилась среда, в которой функционируют ВУЗы. Расслоение общества на сверх богатых и очень бедных, в категорию которых попали не только студенты, но и профессорско-преподавательский и обслуживающий персонал высших учебных заведений. Это привело к проблеме экономического выживания, к изменению духовно-нравственной психологии и снижению качества образования.

Возьмем наших студентов – основная их масса к старшим курсам, в свободное от учебы время, работает в самых различных сферах деятельности, в большинстве своем – далеко от профиля их будущей специальности. Профессорско-преподавательский состав, особенно молодые преподаватели, также вынуждены работать на «стороне», лишаясь, таким образом, возможности более длительно работать со студентами.

Давайте не будем лукавить, и, говоря о высоких материях, духовности и патриотизме, не будем забывать, что все-таки на первом месте стоит интерес материальный. Кушать и жить в достатке хочется всем…

Самое опасное – это даже не скудное финансирование образования, не расслоение общества на очень богатых и очень бедных, а то, что одна из самых творческих профессий – профессия преподавателя – перестает быть таковой. Преподаватель превращается из творца в наемного работника-ремесленника, получая за это мизерный оклад, на который невозможно жить достойно.

В чем это проявляется?

В жестком администрировании всех образовательных программ. В образовании, особенно в профессиональной ее части, не должно быть однообразного подхода. Он только вредит, а не повышает качество обучения. В настоящее время все образовательные начинания «снизу» заблокированы федеральными программами, инструкциями, рекомендациями, положениями, которые лишают ВУЗы и особенно кафедры к самостоятельным творческим действиям. Сейчас образовательные программы «высиживаются» в административных кабинетах людьми, порою не знающими реальное положение дел в производстве, не советующимися с исполнителями, и спускают их сверху, как «руководство к действию».

К примеру, возьмем государственные образовательные программы подготовки агроспециалистов по экономическим специальностям – там уже практически нет агроэкономики, а об агротехнологиях, и тем более – техническом обеспечении – вообще нет речи. Как можно в условиях рынка планировать, прорабатывать инновационные бизнес-проекты, управлять денежными потоками, инвестировать, и самое главное, — как эффективно возвращать вложенные финансы, не зная самой сути – современных технологий производства продукции в животноводстве или в растениеводстве? Аграрные технологические инновации становятся более капиталоемкими, требующими значительных финансовых вложений и профессиональных знаний. Будущий специалист должен знать, чтобы предвидеть, а предвидя – рационально управлять ресурсами. Владея технологическими знаниями, он должен уметь оперировать экономическими категориями (издержки, прибыль, рентабельность и др.) в целях обеспечения конкурентоспособности производимой продукции.

Природа объективна, она вечна, и поэтому ссылки на погоду в целях самооправдания – это все в прошлом. Но и другое правда, что сельскохозяйственное производство – самое динамичное. Так что, с какой стороны не заходи, придешь к специалисту, организатору, от которого зависит успех или неуспех дела, которого готовят аграрные ВУЗы страны и очень часто по программам, приближенным к промышленности парадокс и только – отрасль сельского хозяйства очень специфична и требует знаний более «приземленных», а не виртуальных.

Для пользы дела аграрным ВУЗам нужно дать больше автономии, а кафедрам — самостоятельности по части разработки образовательных программ, особенно в профессиональной ее части.

Таким образом, полагаю, что экономика – сфера деятельности человека, специалиста, и только в нем нужно искать причины успехов и неудач. Но каждый специалист начинается с сегодняшнего студента. Какой он сегодня, организатор сельскохозяйственного производства? Как отразилась на его психологии эти годы попыток аграрной реформы?

Быстрый социальный переворот, происходящий на смене поколений, не мог не сказаться на развитии психологии современных студентов. Наступает срок, и мы вдруг замечаем, что, несмотря на все наши образовательные проекты, технические усовершенствования и экономически идеальные расчеты, – не так все получается. Опять не учли в расчетах новую психологию человека. Сейчас, как и двадцать лет назад, в бурные годы индустриализации аграрного сектора страны, на первый план снова выходят задачи технологического переоснащения и развития производства, а, следовательно – подготовка агроменеджеров, способных в условиях рынка к профессиональным практическим действиям.

Короче говоря – это качественно новый специалист, способный работать в условиях «команды» и обладающий биотехническими и инженерно-технологическими знаниями. Настораживает одна особенность современного студенчества – это нарастание индивидуалистических позиций студентов в реализации своих возможностей и визуальное, поверхностное усвоение знаний.

Резкое снижение практики студентов, отсутствие современной материально-технической базы на кафедрах, отмена ранее существовавшего распределения выпускников с обязательной отработкой в производстве и низкий уровень оплаты труда по специальности после окончания ВУЗа, привел к снижению мотивации студентов к освоению знаний. На 3 и 4 курсах стремятся получать хорошие оценки не за реально освоенные знания, а за прилежное посещение лекций и лабораторно-практических занятий. На 5 курсах они и вовсе ориентированы, в основном, только на получение диплома.

Так что отсутствие желания получить качественное образование у студентов формируется в самом же ВУЗе, от младших курсов к старшим. Это проблема, на которую следует обратить самое серьезное внимание при разработке методической системы высшего образования.

Есть ли выход из создавшегося положения?

По нашему глубокому убеждению – есть. Назрела необходимость тотальной смены повестки дня – пересмотра программ, методик и технологий подготовки агроспециалистов высшей квалификации в условиях рынка. Но с ее выработкой мы непростительно (как всегда) опаздываем. Инерционность мышления проявляется даже в тех начинаниях, которые в сложившихся обстоятельствах следовало бы безусловно одобрить и поддержать.

Производство начинается сейчас не с поля, а с учебных лабораторий, так как современное эффективное конкурентоспособное аграрное производство может и должно развиваться только на интенсивных или высоких технологиях. Российское же агропроизводство базировалось в основном на так называемых нормальных технологиях. Например, в животноводстве главное – чтобы корова давала молоко, а сколько она его дает и какого оно качества – это не важно. То же самое в растениеводстве.

Особенностью управления агропроизводственным процессом в животноводстве и растениеводстве, в отличие от промышленного производства, требует знаний и практических навыков для повышения уровня реализации генетического продуктивного потенциала на основе использования инженерно-технических процессов. Недостаток производственной практики студентов на старших курсах снижает профессиональные качества специалиста.

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация. При перепроизводстве выпускников аграрных ВУЗов в стране наблюдается острая нехватка высокопрофессиональных кадров, инициативных, обученных практическим действиям в условиях рынка. Привлечение на работу некомпетентных и безынициативных специалистов, принимающих неправильные, ошибочные решения, может стоить компаниям значительно дороже, чем их обучение. Поэтому наметилась явная тенденция и заинтересованность компаний-работодателей в развитии качественного образования.

Учитывая, что основная масса студентов ориентирована в большей степени не на знания, а на получение диплома, а на работу по специальности, из 100 выпускников идет не более 20 — 30 человек, следует более активно внедрять двухступенчатую систему высшего образования: бакалавриат — магистратура. Законом эта ступень признана высшим образованием без каких-либо оговорок, а диплом признан на рынке труда, в том числе и европейском.

Первая ступень (бакалавр) может удовлетворить основную массу соискателей и позволит в более короткие сроки получить диплом о высшем образовании и освоить навыки и профессиональные знания для выполнения определенных стандартных действий в штатных ситуациях.

Отобрав талантливых и наиболее одаренных из числа специалистов, получивших диплом бакалавра и прошедших конкурсное тестирование, необходимо привлекать их во вторую ступень образования – магистратуру для подготовки высококвалифицированных профессионалов, способных внедрять новые инновационные технологии по заказу и в соответствии с пожеланиями работодателя.

Для успешного обеспечения современного качественного агрообразования важны постоянные контакты с будущими работодателями. Эти связи позволяют, во-первых, проанализировать, выявить и обобщить требования рынка и заказчика к выпускникам, во-вторых, быстро и оперативно реагировать на изменения рынка и корректировать образовательный процесс. В-третьих, обеспечить достойную практику на производственной базе работодателя и содействовать трудоустройству выпускников.

Высокое качество подготовки агроспециалистов невозможно без создания современной материальной базы. Здесь возможен вариант создания межкафедральных центров (лабораторий), оснащенных современным оборудованием по линиям производства зерна, растительного масла, картофеля, молока, мяса и другой продукции на современном научно-техническом и технологическом уровне. Для этого можно выделить часть академических площадей помещений заказчикам-партнерам. Они должны обеспечивать учебный процесс. А в свободное от занятий время использовать эти центры в интересах бизнеса. Оснащение технологических линий, модернизация обслуживания, повышение квалификации учебного персонала – забота партнера. Все затраты также могли бы взять на себя партнеры.

Корпоративный успех качества возможен только при единении усилий всех звеньев образовательного процесса: деканата, профессорско-преподавательского состава, обслуживающего персонала при лидирующей роли руководства ВУЗов.

Медиа-группа «Крестьянские ведомости» намерена и впредь уделять внимание проблемам воспитания, образования и подготовки будущих аграрников. Мы готовы представлять нашу площадку для изложения различных точек зрения и позиций.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля