Сегодня: 2017-12-11    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. По пути в Думу проект закона об экоеде завернул в ведомства.

Минсельхоз направил в ведомства и вывесил на своем сайте проект федерального закона « О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». Напомним, что на промедление с работой над этим актом только в сентябре этого года дважды обращали внимание «Крестьянские ведомости». Похоже, главное аграрное ведомство, наконец, решило стронуть с места воз наведения порядка на этом участке продовольственного рынка.

Проблема еды вкусной, полезной и безупречно безопасной волнует многих. На запрос «органические продукты» Яндекс выставил аж 30 млн ответов.

«Фермерские продукты», «биопродукты», «экологически чистые продукты» (другие названия той же пищи) менее популярны, но тоже собрали до 16 млн ответов. Российская часть всемирной паутины буквально нашпигована предложениями такой еды, в том числе и через интернет-торговлю.

Вроде бы, и наша страна идет в русле мировой тенденции. Только с очень большим запозданием.

Уже в 23-й раз в немецком Нюрнберге нынче проводилась ежегодная международная выставка экопродуктов BioFach, которую посетили свыше 40 тыс. специалистов из 130 стран. В ходе ее отмечалось, что сегодня рынок биопродуктов в европейских странах оценивается в 25 млрд. долларов (это примерно 2-3% европейского потребительского рынка в целом), прирастая не менее чем на 25% в год.

Россиян там были единицы. И некоторые из 2420 участников выставки делились с ними желанием присутствовать на российском рынке. Притом что сегодня большая часть официального рынка экопродукция представлена импортными товарами.

И это в стране с огромными площадями плодородных пустующих десятилетиями пашен, лугов и пастбищ. Эксперты считают, что хотя рынок органических продуктов питания в России растет примерно на 20% в год, он все еще составляет менее 0,04-0,1% от общего объема продуктового ритейла.

Впрочем, если судить по наиболее частым критериям органичности еды, то масштаб потребления таких продуктов у нас все же намного больше, чем эти несчастные сотые доли процента. На сковородки и в кастрюли, в винегреты и салаты, в пластиковые бутылки и стеклянные банки попадают миллионы тонн продукции с сельских подворий. У хозяев которых – с распадом колхозов и совхозов – просто нет средств и возможности использовать «химию». Против которой, кстати говоря, предубеждены и владельцы шестисоточных садово-дачных участков.

О том, что здесь с нитратами-нитритами, «следами» пестицидов часто благополучно, свидетельствует такой факт. Поглядите на сайты компаний, предлагающих «фермерскую, органическую, экологически чистую и т.п.» продукцию по вашему заказу. Сельскими партнерами-поставшиками там, как правило, выступают «фермеришки» и «фермерята», как именовали в АККОР подчас хозяев мелких крестьянских хозяйств. Учитывает ли это статистика?

Но эксперты констатируют: пока львиную долю того, что лежит на прилавках под маркой «эко» и «органик», составляет импорт. И если доля такой еды в продуктовой корзине составляет сотые доли процента, то думается, виной тому главная беда современного российского общества – бедность населения. Вот недавно объединение молочников «Союзмолоко» назвало причину того, почему мирится покупатель с более доступными по цене фальсификатами – низкие семейные доходы. И в самом деле, если сегодня органик-продукты дороже своих рядовых аналогов в 2 — 3 раза, то стоит ли удивляться их мизерной «доле»?

Другое дело, что действует и такой фактор, как недоверие покупателей к этикетке «органик», «био», «эко» и т.д. Пока в этом плане царит вольница. Как отмечают специалисты, любой производитель может писать на этикетке "био", "эко", "органик" без обязательств перед покупателями. Не определено даже само понятие такой продукции, нет общепринятой системы контроля качества. Новый закон призван сделать серьезный шаг к ликвидации здесь правового вакуума. В вынесенном на обсуждение проекте дается определение самому понятию «органическая сельскохозяйственная продукция», «производство органической продукции». Пока в общей форме, со ссылкой, в том числе, на «национальный стандарт», который еще предстоит разработать. И как сообщает пресс-служба Минсельхоза России, такая работа начата рабочей группой по подготовке данного законопроекта.

Документ предполагает установление системы контроля, включая сертификацию продукции, аккредитацию сертифицирующих агентств, способных проводить соответствующие исследования. Предусматриваются различные формы организационной, информационной, экономической поддержки этого направления аграрного бизнеса.

Речь, в том числе идет о поощрении потребительской сельскохозяйственной кооперации, малого и среднего предпринимательства, предоставляющих услуги аграриям, производящим органическую сельхозпродукцию. Кстати говоря, некоторый опыт такого сотрудничества мелкого аграрного бизнеса с коллегами из переработки и ритейла уже имеется, И о некоторых таких образованиях авторитетные в профессиональном сообществе люди говорят: «Теперь нам, фермерам, предложена вполне понятная и главное работающая схема: производство-переработка-доставка-реализация, по которой производители различной экопродукции могут начать работать системно по единым экостандартам».

Удастся ли создать такую атмосферу в широких масштабах, зависит от качества как будущего закона, так и подзаконных актов. Которые, гарантируя правомерность значка «органик» или «эко» на упаковке продукта, обеспечивали бы доступность этого сектора рынка для добросовестных сельских производителей. А этим самым обеспечивала бы и широкую конкуренцию, большую доступность экопродукции для потребителей.

Иначе для 99,9% россиян она по-прежнему будет с ненаписанным значком «для вип-персон»…

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля