Сегодня: 2017-12-13    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Сельскохозяйственная перепись: рассуждения спустя время.

Результаты прошедшей в 2006 году Всероссийской сельскохозяйственной переписи населения послужили хорошей базой для ряда последующих аграрно-экономических раздумий. На днях в Москве специалисты, принимавшие непосредственное участие в осуществлении переписи, поделились некоторыми из них.

По словам Александра Петрикова, директора ВИАПИ имени А. А. Никонова (по заданию Минсельхоза России и Росстата институт в течение 2002-2006 гг. выполнял работы по методологическому обеспечению Всероссийской сельскохозяйственной переписи), данная перепись преследовала двоякую цель (аграрно-политическую и статистическую):

— во-первых, получить новые (не содержащиеся в текущей статистике и ведомственной отчетности) данные об аграрном потенциале России и структуре сельского хозяйства;

— во-вторых, уточнить характеристику генеральной совокупности сельскохозяйственных производителей для совершенствования системы государственной и ведомственной статистики в отрасли.

Сегодня, считает А. Петриков, можно сказать, что цель достигнута. Средства налогоплательщиков потрачены недаром: получены обновленные данные о сельскохозяйственных ресурсах страны как важнейшей части национального богатства, что повысит прозрачность и эффективность агропродовольственной политики, инвестиционную привлекательность отрасли, будет содействовать сельскому развитию и реформе местного самоуправления в деревне.

Какое конкретное влияние оказала и окажет перепись на аграрную политику?

Как отметил А. Петриков, сам факт переписи подтвердил и укрепил сформировавшийся за последние годы в структурах власти взгляд на сельское хозяйство как приоритетную отрасль экономики, обладающую большим потенциалом развития. Предварительные итоги переписи использовались при обосновании Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.».

Заполнение переписных листов стало своеобразной социальной акцией, в результате которой повысился уровень доверия крестьян к власти.

Перепись выявила и позволила дать количественную оценку ряда острых проблем текущей аграрной и сельской политики.

Отчетливо проявилась разница между общей численностью объектов переписи и численностью тех из них, которых государство считает сельскохозяйственными производителями. То есть деятельность которых, оно целенаправленно регулирует и которым оно оказывает поддержку.

Причем, речь идет не только о гражданах, но и юридических лицах. Например, перепись показала, что в стране 48 тыс. 209 крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций, в том числе 27 тыс. 806 крупных и средних, а Минсельхоз России «собирает» отчетность только по 20 тыс. организаций. Около 4,3 млн га земель располагают подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций, также находящиеся вне поля внимания государства. Формально считаются сельхозпроизводителями 17,4 млн личных подсобных хозяйств, но 29,4% из них имеют земельные участки 10 и менее соток, 76,6% не содержат КРС, 82,7% — свиней.

Возникает необходимость разработки более четких критериев отнесения, как организаций, так и хозяйств населения к сельскохозяйственным производителям, считает А. Петриков.

Изучение зарубежного опыта в этой области показывает, во-первых, что критерии устанавливаются как в стоимостных (денежных) единицах, так и в натуральных показателях. Например, в США это реализация продукции на сумму свыше $1 тыс., в Германии — не менее 2 га сельскохозяйственных угодий или 8 голов КРС, или 8 голов свиней, или 20 овец, или 200 кур-несушек, или 30 аров (100 ар=1 га) земли под фруктовыми посадками, или табаком, или овощами в открытом грунте, или цветами, или 3 ара под теплицами, или не менее 10 га леса.

Во-вторых, величина порогового значения изменяется со временем в сторону, увеличения по мере укрупнения размеров сельскохозяйственных единиц.

По мнению А. Петрикова, принятие такого критерия необходимо и в России, причем в натуральных единицах. Кроме того, при отнесении организаций УК категории сельхозпроизводителей необходимо отменить условие, согласно которому в структуре их выручки сельскохозяйственная продукция должна занимать до 70%. В целях диверсификации сельской экономика это порог следует понизить до 50%.

Перепись показала, что существенная доля сельхозпроизводителей не вела в 2006 г. аграрное производство, среди них 29,5% крупных и средних сельхозорганизаций, 36,8% малых предприятий, 48,3% фермеров и 14,1% владельцев ЛПХ.

Это говорит о крайне неблагоприятных условиях развития сельскохозяйственного бизнеса независимо от его организационно-правовой формы.

Вывод, отмечает А. Петриков, очевиден: необходимо существенное совершенствование аграрной политики государства и расширение доступа отечественных производителей к рынкам, а также создание благоприятных условий для перехода земли к эффективным пользователям. Это предполагает значительное снижение транзакционных издержек земельного оборота при одновременном ужесточении требований по целевому и экологически безопасному использованию сельскохозяйственных угодий, а также ограничению приобретения земли в одни руки (в современном законодательстве такие ограничения фактически отсутствуют).

Особенно ценны итоги переписи для выстраивания политики в отношении малых форм хозяйствования и, прежде всего в отношении ЛПХ и некоммерческим объединениям граждан.

«До переписи у нас была информация по хозяйствам населения в целом, и только теперь мы располагаем данными по каждой их категории, что позволяет выработать дифференцированные меры политики», — рассказал А. Петриков.

В частности, данные переписи позволили оценить уровень товарности личных подсобных хозяйств: 14,7% владельцев хозяйств указали, что рассматривают его как дополнительный источник денежных средств, 0,7% — как основной источник, т.е. около 15% (2,3 млн) ЛПХ ориентированы на рынок, а значит, испытывают потребность в кредитах, других ресурсах, консультациях. Эту потребность следует учитывать при развитии системы сельскохозяйственного кредита, агролизинга, ИКС, сбытовой и обслуживающей кооперации.

Данные переписи подтвердили вывод о довольно существенном сходстве товарных ЛПХ и мелких крестьянских (фермерских) хозяйств, построенных на использовании преимущественно семейного труда. По характеру имущественных отношений и экономическому потенциалу это один и тот же тип организации производства, который регулируется сегодня разными законами, имеет разные права. Чтобы снять существующую сейчас неразбериху в статусе личных подсобных и фермерских хозяйств, в Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» необходимо ввести понятие семейного фермерского хозяйства, учредителем которого могут являться только члены семьи. Одновременно следует ввести ограничения на численность наемных работников в таких хозяйствах и распространить на них налогообложение личных подсобных хозяйств.

Такое решение будет сопряжено с определенными налоговыми потерями Государства, но зато раскрепостит крестьянскую инициативу, легализует предпринимательскую деятельность личных подворий, будет содействовать

росту занятости и доходов сельского поселения.

Перепись зафиксировала 80,3 тыс. некоммерческих (садоводческих, огороднических, животноводческих, дачных) объединений граждан. В то же время в России около 152 тыс. сельских населенных пунктов, лишь вдвое больше, чем «поселений» садоводов и огородников. Между тем, статус последних до сих пор остается неопределенным. В летние месяцы «дачники» создают дополнительную нагрузку на сельскую инфраструктуру, при этом, не внося существенных платежей в ее поддержание. Все эти вопросы требуют соответствующего регулирования.

Большое значение имеют результаты переписи для разработки политики устойчивого развития сельских территорий, т.к. позволяют охарактеризовать сельское хозяйство сельских муниципальных образований — районов и поселений. Порайонные и поселенческие данные переписи следует активнее использовать для типологии сельских административных районов по уровню социально-экономического развития, без чего невозможна эффективная сельская политика, считает А. Петриков.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля