Сегодня: 2018-08-14    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.        За новой техникой на АГРОСАЛОН! Выставка сельхозтехники и оборудования с 9 по 12 октября в Москве         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.        За новой техникой на АГРОСАЛОН! Выставка сельхозтехники и оборудования с 9 по 12 октября в Москве         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.        За новой техникой на АГРОСАЛОН! Выставка сельхозтехники и оборудования с 9 по 12 октября в Москве

Комментарий. Картофель возвращается с огородов на поля. Пока медленно.

Продолжаем публикацию отраслевых рейтингов, подготовленных сотрудниками Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова и Информационно-аналитическим центром при МСХ России по данным за 2004-2006 гг. Сегодня рассказываем о сотне наиболее крупных и эффективных сельхозпредприятий по производству картофеля (Клуб «Картофель-100»).

Когда Творец говорил первому человеку, что он будет добывать в муках и тяжелом труде хлеб свой насущный, он явно заглядывал в будущее. И имел в виду именно «второй хлеб» — картофель, культуру, которая, по крайней мере, в России, в массовом масштабе еще слабо поддается индустриальным технологиям.

Директор Всероссийского НИИ картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха Евгений Симаков, ссылаясь на данные Росстата РФ, рассказал «Крестьянским ведомостям», что за последние годы произошли существенные изменения в размещении производства картофеля по регионам страны. Наиболее заметно сократились они в традиционных картофелеводческих регионах: Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском округах.

Площади картофеля в федеральных округах Российской Федерации (тыс. га):

* 2007 г. — предварительные данные Росстата.

Прошлогоднее их уменьшение на 3,8% произошло в основном за счет хозяйств населения, где посадки составили 2616 тыс. га, или 95% к уровню 2006 года. Крестьянские (фермерские) хозяйства расширили посевы на 9 тыс. га (до 84 тыс. га). Доля этой категории хозяйств в структуре посевных площадей картофеля увеличилась с 2,4% в 2006 г. до 3% в 2007 г.

В секторе сельскохозяйственных организаций в 2007 г. площадь под картофелем составила 162 тыс. га. Она увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 7 тыс. га.

Средняя по стране урожайность картофеля в 2007 г. по всем категориям хозяйств составила 12,8 т/га, в сельхозпредприятиях — 17,4 т/га. В последние 3 года (2005-2007) обозначилась устойчивая положительная тенденция значительного повышения продуктивности картофельного га в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах по сравнению со средними показателями хозяйств всех категорий.

А вот как выглядит валовой сбор картофеля в целом по стране, по федеральным округам и категориям сельских товаропроизводителей.

Валовой сбор картофеля в федеральных округах Российской Федерации (тыс. т):

Переход к рыночным отношениям предоставил сельским производителям свободу выбора каналов и условий реализации продукции. Личные подсобные хозяйства играют большую роль в обеспечении населения картофелем, но нельзя переоценивать их рыночные возможности, отмечает Е. Симаков. Уровень товарности картофеля во всех категориях хозяйств составляет 12%, тогда как в сельскохозяйственных предприятиях — 42%, в хозяйствах населения — 10%, крестьянских (фермерских) хозяйствах — 35%.

Отличительной чертой картофелеводства России является то, что оно пока ориентировано, главным образом, на внутренний рынок и наш картофель очень слабо представлен на международном рынке. Экспорт клубней не превышает 20-30 тыс. т в год, в то время как среднегодовое их количество, поступающее в страну по импорту, составляет около 350 тыс. т, или около 1% от общего валового производства.

Еще одна особенность заключается в том, что в России на переработку используется менее 1% выращенного картофеля. В странах с хорошо развитым картофелеводством на переработку используется 30-40% выращенного урожая.

Таким образом, в России в торговом (или коммерческом) обороте находится в лучшем случае примерно около 20-25% выращенного урожая. Остальная его часть, производимая в основном населением, идет, как правило, на собственное потребление самих семей. Для сравнения, например, в Голландии из 7 млн т валового сбора картофеля около 30% составляет экспорт, столько же идет на переработку и остальное (за минусом семян) идет в торговлю на внутреннем рынке своей страны.

По мнению Е. Симакова, перспектива развития картофелеводства во многом зависит от экономической эффективности отрасли. Себестоимость производства клубней имеет большие региональные различия. Выше среднего по стране уровня она в Северо-Западном, Южном и Центральном федеральных округах. Несколько ниже федерального уровня себестоимость производства в Приволжском, Уральском, Сибирском федеральных округах. За период с 2001 по 2007 гг., произошло удорожание производства картофеля в 1,4 раза. Одно из главных обстоятельств повышения себестоимости — инфляция, обусловленная ростом цен.

Несмотря на такое положение, в последние годы производство и реализация картофеля в сельхозпредприятиях было рентабельным. Уровень рентабельности по Российской Федерации в 2001 г. составил 23,3%, в 2006 г. -36,5%, в 2007 г. (проектные данные) — 36,8%, сообщил Е. Симаков.

Опыт членов Клуба «Картофель-100» убедительно показывает, какие резервами повышения эффективности отрасли обладают современные технологии. Лидер картофельной сотни ООО «Фрухтринг» из Дмитровского района Московской области выращивает эту культуру почти на 500 га. При урожайности в 340 ц/га валовой сбор клубней достиг в среднем за 2004-2006 гг. 16,6 тыс. т.

Больше валовка только у быстрорастущей компании из Тюменской области ООО «Агрофирма КРИММ» — 27,3 тыс. т. Но и площадь посева здесь гораздо выше — более 900 га. Продуктивность также 300 ц/га.

Отметим, что у каждого четвертого предприятия — члена картофельного Клуба урожайность второго хлеба превышает 30 т/га, у 6 она выше 40 т/га. А лидером, как и можно было ожидать, является хозяйство из Самарской области — ООО «Вега», где с в среднем с каждого из 183 га собрали по 484 ц высококачественных клубней. Известно, что именно из этого региона получили распространение многие элементы индустриального картофелеводства.

А что же с экономической эффективностью отрасли у членов Клуба «Картофель-100»? Как правило, он намного выше средних по отрасли показателей. У 11 предприятий уровень рентабельности значительно превышает 100%. А у ООО «Ревезень» (Нижегородская область) рейтинг зафиксировал поразительную цифру: 1 руб. затрат в картофелеводство принес 2,27 руб. прибыли.

Немного ниже этот показатель в ЗАО «Сибирь-1» Красноярского края — 267%. Таким показателям позавидовать могут, наверное, не только многие производители зерна и семян подсолнечника, но и некоторые компании из сырьевого сектора. И, конечно, коллеги-картофелеводы из многих стран, занимающихся этой отраслью.

Впрочем, достичь таких рубежей пока под силу единицам сельских товаропроизводителей. Высокая продуктивность картофельного гектара доступна лишь тем, кто сможет вложить огромные средства в приобретение комплексов машин, посадочного материала, нужного набора минеральных удобрений и химических средств защиты растений, в подготовку соответствующих кадров.

И, конечно же, любой производитель клубней должен иметь надежный и выгодный рынок сбыта. А здесь проблем, как известно, очень много.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля