Сегодня: 2017-12-12    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Россияне привыкают экономить, но не копить.

Уже восьмой месяц подряд Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) ведет исследование «Кризисный мониторинг». Каждый месяц социологи задают стандартные вопросы о кризисе, чтобы отслеживать динамику настроений россиян. До марта рост пессимизма был однозначен, но с апреля граждане, похоже, стали привыкать экономить и уже не считают это большой трагедией.

В апреле доля тех, кто сильно обеспокоен кризисной ситуацией, уменьшилась до 43%, что на 8% ниже, чем в марте. Меньше стала волновать россиян и безработица. В апреле эта проблема занимала мысли 62% опрошенных по сравнению с 66% в марте. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров отметил на пресс-конференции в Интерфаксе, что это не значит, что кризис людей больше не беспокоит – просто теперь большинство из нас привыкло к новым условиям.

Нельзя не упомянуть о различиях по регионам. Как и ожидалось, по сибирякам и южанам кризис ударил сильнее, чем по жителям европейской части России. 52% проживающих в Сибири опрошенных и 51% на юге выразили серьезную обеспокоенность кризисом.

Главным отличием России от развитых стран можно считать отсутствие сбережений. По апрельскому опросу ВЦИОМ, 64% россиян не имеют сбережений. Причем доля граждан без запасов на «черный день» растет. Большинство наших сограждан (54%) не откладывает денег на случай потери заработка и даже не планируют делать это. Денег на год, в случае потери работы, хватит только 3% россиян, на 2-3 месяца – 18%.

Валерий Федоров объясняет такое поведение несколькими причинами:

— В последние годы было не популярно откладывать деньги, потому что, с одной стороны, шло фронтальное повышение доходов и многим казалось, что завтра будет лучше, чем сегодня, поэтому накопления воспринимались как нерациональная мера. Вторая причина – высокая инфляция, которая съедает сбережения, из-за чего люди предпочитают покупать хоть что-то, чтобы не платить «инфляционный налог». Третий фактор заключается в том, что россиянам хотелось как можно скорее улучшить свою жизнь, и финансовая система предоставляла для этого широкие возможности, особенно в плане потребительского кредитования. Скорее всего, накоплений у россиян нет не потому, что они не хотят их делать, а просто доходов едва хватает, чтобы покрывать текущие расходы. Культура сбережений существует, в основном, у пенсионеров.

Заместитель председателя научного совета ВЦИОМ Владимир Петухов видит корень проблемы в кредитах, на которые серьезно подсели не только в России, но и во всем мире. «Многие не имеют запасов финансовых средств, потому что привыкли жить в кредит, — пояснил Петухов. – Большое количество россиян живет только сегодняшним днем, покупая машины и бытовую технику фактически взаймы. Они уже не представляют себе, как можно жить скромно, какого это экономить. Если кризис продлится достаточно долго, для таких людей он будет связан с ломкой устоявшегося уклада жизни».

Однако экономить опрошенным все-таки приходится. Как ни странно, подавляющее большинство соотечественников (50%) экономит на продуктах питания, расходы на одежду и обувь сократили 44% опрошенных, на развлечения – 30%, на отдых и отпуск – 29%. Только 12% россиян не экономят ни на чем.

Самое интересное в этой статистике – экономия на еде, так как с началом кризиса многие специалисты и бизнесмены, связанные с сельским хозяйством, предсказывали, что еда – это последнее, в чем мы себя урежем. Все становится на свои места при более пристальном изучении данных исследования. Дело в том, что опрошенные экономят на количестве, а не на качестве питания, как и предсказывали эксперты. То есть с прошлого кризиса 1998 года поменялась структура экономии. По словам директора ВЦИОМ, люди пытаются сохранить свой образ жизни и структуру потребления, что выражается, в том числе, в приверженности к брендам.

Отчасти это можно объяснить и тем, что средний класс, если верить опросам, пока держит удар кризиса. По данным Владимира Петухова, главная социальная группа, которая пострадала от кризиса – бедные, в том числе пенсионеры. Немаловажно и то, что опрошенные уже забыли, что значит отказывать себе в привычных удовольствиях: «Если в 1998 году 50% были готовы искать дополнительные источники заработка, то сейчас таких только треть, — отметил Владимир Петухов. — То есть выросло поколение людей, которые вкусили плоды общества потребления, а такие граждане с трудом расстаются с новым образом жизни. И менять что-то им очень тяжело».

Ответы на некоторые вопросы ВЦИОМ в динамике

Источник данных таблицы: www.wciom.ru (официальный сайт ВЦИОМ)

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля