Сегодня: 2017-12-11    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Россияне экономят на питании.

Индекс потребительского доверия в России впервые опустился ниже среднемирового уровня. Уже 44% россиян перешло на дешевые продукты питания. Потребители начинают экономить на том, что еще полгода назад считалось неуместным. К чему это приведет?

По данным глобального исследования компании Nielsen, индекс потребительского доверия в России впервые упал ниже средней отметки по миру, составив лишь 75 пунктов. В нашей стране настроения у потребителей самые пессимистичные. Потому что свежи в памяти события десятилетней давности. Впрочем, деловитые настроения у россиян тоже присутствуют, ведь опыт «выживания» в сложные времена уже имеется.

«Предыдущая волна исследования, которая прошла в разгар финансового кризиса в странах со зрелой экономикой, зафиксировала в России лишь незначительное (на два пункта по сравнению с маем 2008 года) снижение индекса потребительского доверия, ? замечает генеральный директор компании «Nielsen Россия» Дуайт Уотсон. — Спустя всего лишь полгода разница в настроениях потребителей и в восприятии ими масштабов рецессии ? колоссальная. От зашкаливающего оптимизма потребителей качнуло в другую крайность. Индекс потребительского доверия обрушился по сравнению с октябрем 2008 года сразу на 29 пунктов, чего не наблюдалось ни в одной стране мира за последние две волны исследования».

Глобальный Индекс потребительского доверия рассчитывается компанией Nielsen дважды в год на основе данных он-лайн опроса потребителей, исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. В ходе недавней волны этого исследования было опрошено свыше 25 тыс. регулярных интернет-пользователей в 50 странах мира, включая Россию. В дополнение к этому, компания Nielsen провела промежуточные замеры Индекса потребительского доверия в России ? в ноябре 2008 года и в феврале 2009 года.

Динамика индекса потребительского доверия в России. 1 полугодие 2005 — 1 полугодие 2009 года.

Негативные изменения в экономике так или иначе коснулись каждого российского потребителя. По данным исследования Nielsen, сегодня 92% россиян считают, что страна переживает период рецессии (полгода назад таких было лишь 49%). При этом каждый третий (29%) из них считает, что Россия выберется из кризиса в ближайшие 12 месяцев.

Доля оптимистично настроенных «реалистов» изменилась по сравнению с сентябрем-октябрем 2008 года незначительно. Тогда такого же мнения придерживались 31% из тех, кто считал, что в стране экономический спад.

«Еще полгода назад значительное количество потребителей волновались о сохранении гармоничного баланса между работой и личной жизнью, — говорит Дуайт Уотсон. — Теперь более насущные проблемы ? возможность сохранить работу, а, следовательно, и стабильный доход, отодвинули беспокойство по поводу того, что «мы слишком много работаем и слишком мало отдыхаем», на второй план», замечает он.

Основная угроза благополучию потребителя ? потеря работы. Это главный источник беспокойства для 23% опрошенных в России. Ухудшение положения многих компаний, как B2B, так B2С сектора, и продолжающиеся сокращения делают поиск новой работы весьма затруднительным. Более 84% россиян считают, что перспективы на рынке трудоустройства у них сегодня плохие или не слишком хорошие. Полгода назад пессимистов было почти в два раза меньше ? 44%.

Рецессия заставила наших соотечественников произвести переоценку собственных «активов» и пересмотреть свое покупательское поведение, отмечают аналитики Nielsen. В октябре 2008 года 60% говорили, что с личными финансами у них все хорошо, а 7% ? что, просто отлично. Сегодня каждый второй (52%) российский потребитель оценивает свое финансовое состояние как плохое или не слишком хорошее.

В таких условиях не удивительно, что лишь 27% опрошенных оценивают ближайшие 12 месяцев как хорошее время для покупок того, что нужно или хочется иметь.

Самое значительное падение индекса потребительского доверия в России произошло в ноябре 2008 года. Тогда Индекс рухнул на 16 пунктов: резко снизилась оценка потребителями состояния личных финансов и своих перспектив на рынке труда. А в феврале 2009 года заметно снизилась готовность потребителей тратить.

«Изменения ключевых показателей потребительского климата в марте-апреле 2009 года свидетельствуют о том, что негативный тренд продолжается, и все больше потребителей включают режим экономии, — комментирует Дуайт Уотсон. — Однако, период резкого спада, возможно, позади. Впереди плато стагнации, после которого должно произойти улучшение ситуации на потребительском рынке», ? полагает он.

Среди самых распространенных стратегий экономии в России ? снижение расходов на развлечения вне дома, а также на покупку одежды, крупных бытовых предметов и техники. От этих статей многие потребители отказались еще в октябре 2008 года, так что количество респондентов, которые экономят на них сегодня, изменилось незначительно. Исключение составляет одежда: в октябре 42% заявляли, то стали тратить/покупать меньше одежды. По данным на март-апрель 2009 года, их оказалось уже 65%.

«Но интереснее всего то, что происходит со статьями, на которых большинству потребителей еще полгода назад казалось неуместным экономить, ? обращает внимание Дуайт Уотсон. — Отказ от них является предвестником значимых изменений на рынке», — считает он.

По данным исследования Nielsen, сегодня 44% россиян перешли на покупку более дешевых продуктов питания. Это в два раза больше, чем в октябре 2008 года (20%).

Экономить на телефонных звонках стал теперь каждый третий (33%) опрошенный, что в три раза больше, чем полгода назад. Зато лучших условий по кредитам, страховому и банковскому обслуживанию сегодня ищут не больше 10% респондентов, тогда как в октябре этими вопросами были озабочены 24% опрошенных.

На счастье рестораторам и другим бизнесменам, предлагающим развлечения вне дома, количество тех, кто сегодня экономит на этой статье, изменилось по сравнению с октябрем 2008 года незначительно ? с 56% до 65%. Возможно, это является признаком того, что дальнейшего оттока клиентов не последует, заключают в Nielsen. Если только личная финансовая ситуация потребителей не ухудшится из-за дальнейшего спада в экономике…

Сегодня уже у 7% участников исследования Nielsen не остается свободных средств после основных расходов на проживание и оплату коммунальных услуг. Это ниже, чем в среднем по миру (13%). Но тенденция не внушает оптимизма: еще полгода назад на отсутствие свободных средств жаловались лишь 2% опрошенных в России.

Те, у кого остаются средства после основных расходов на проживание, по-прежнему предпочитают тратить на одежду, обустройство дома и технику. Только теперь тех, кто может себе это позволить, стало существенно меньше. Самый значительный отток потребителей произошел с октября 2008 года по таким статьям расходов, как отпуск/праздники, одежда, технологические новинки.

Наиболее заметные изменения произошли в списке самых популярных способов реализации свободных денег. Впервые в числе лидеров ? сбережения. Хотя общее количество тех, кто таким образом находил применение свободным средствам, практически не изменилось (44% — в октябре и 43% в марте-апреле), ? эта статья поднялась с шестого до третьего места в списке, поскольку произошел серьезный отток потребителей из других статей расходования свободных средств.

«В благополучные годы, когда на рынке труда спрос доминировал над предложением, зарплаты росли и предлагались сравнительно низкие кредитные ставки, россияне с удовольствием тратили деньги на то, что им было нужно или хотелось. Сегодня, похоже, что одна из характерных особенностей поведения российских потребителей «здесь и сейчас» уходит в прошлое. На смену приходит европейский прагматизм и трезвая оценка своих финансовых возможностей», ? комментирует тенденции на российском потребительском рынке директор отдела потребительских исследований компании «Nielsen Россия» Ольга Белова.

Надолго ли?

Уже сегодня 77% участников исследования Nielsen в России планируют оставить кое-что из приобретенных в сложный период привычек. Вместе с тем почти каждый четвертый предвкушает, как отпразднует улучшение своих финансовых возможностей после того, как экономическая ситуация в стране исправится. Около 23% опрошенных говорят, что с удовольствием вернутся к прежнему уровню трат и не будут экономить так, как вынуждены делать это сегодня.

Меньше всего потребителям в России нравится экономить на продуктах питания, одежде, отпуске и телефонной связи. Если сегодня 44% сообщают, что перешли на более дешевые бренды продуктов питания и других товаров повседневного спроса, то сохранить эту привычку намерены лишь 14% опрошенных. На ежегодном отпуске, по данным на март-апрель, экономят 32% потребителей. После кризиса на этой статье планируют экономить 7% опрошенных. А из 65% участников исследования, которые стали покупать меньше одежды, сохранить эту прагматичную привычку после кризиса готовы лишь 13%.

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля