Я живу возле пруда и второй год сажаю на берегу лотос. Мне его привозят из Астрахани, но всходов нет. Видимо, я чтото не так делаю. Может, подскажете, как за ним ухаживать?
Вадим Николаевич, Котовский район.
Уважаемый Вадим Николаевич! Мы обратились за комментарием к экспертам, и оказалось, что выращивание лотоса – целая наука, а его бесконтрольное распространение – чуть ли не экологическое преступление.
– Уход за лотосом – очень сложный процесс, – говорит кандидат сельскохозяйственных наук, директор Нижне-Волжского НИИ сельского хозяйства Андрей Солонкин. – Семена после отцветания сохраняются в коробочке и всходят на второй-третий год. Это касается дикорастущего лотоса, не культурного. Но обязательное условие для произрастания – должен быть чистый водоем. Не родниковая вода, конечно, но и не болото. Как вариант, можно посоветовать разводить в искусственных прудах и дворовых водоемах лилии. С ними все гораздо проще…
– В Астрахани наблюдается естественная популяция лотосов, – добавляет заместитель директора Волгоградского ботанического сада Елена Малаева. – В Волго-Ахтубинской пойме неестественная популяция лотоса произрастает у поселка Лебяжья Поляна. Лотосы цветут там примерно с конца июля до начала сентября. Если интересно, можно поехать посмотреть, пообщаться с сотрудниками, проконсультироваться с ними на эту тему.
По словам эксперта, для успешного выращивания лотосов должно совпасть множество условий. Например, семена прорастают только в проточной воде, и ее уровень должен колебаться: выше – ниже. Если нет движения в воде, лотос не прорастет.
– В Лебяжьей Поляне тоже не местный лотос, его ктото когдато туда посадил, привез семена. Но так сложились условия, там был разлив воды – она заходила, уходила, и потому популяция размножилась. В дельте Волги, где есть ерики, лотосы могут произрастать, а в Котово, к сожалению, об этом остается только мечтать.
Биолог Валерий Бгашев обращает внимание на тот факт, что лотос – растение агрессивное:
– Он оказывает сильное влияние на экологию водоема. Поэтому самопроизвольный завоз лотоса и расселение в принципе можно отнести к экологическому преступлению. Это не научная интродукция, а любительство.
Перевозка растения из региона в регион, из страны в страну должна проходить под фитосанитарным контролем.
– У нас, как правило, это сплошное разгильдяйство, за этим никто не следит, – говорит специалист. – А за рубежом этот вопрос стоит очень серьезно – они не завезут никакой вид, пока он не пройдет полное карантинное освидетельствование. Иногда этот процесс занимает несколько лет. В советские времена так было и у нас.