Сегодня: 2017-08-17    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Как преодолеть мытарства льготного кредитования АПК.

bashmachnikova-6-15

Вопросы льготного кредитования сегодня у всех на устах. Высказываются самые различные точки зрения. Вот что предлагает в своей статье для «Крестьянских ведомостей» председатель Аграрной партии России Ольга Башмачникова.

Когда было подписано постановление Правительства о льготном кредитовании АПК, в котором установлена квота на малые формы хозяйствования в лице фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, у нас была уверенность в том, что субсидии не уйдут только крупным предприятиям и фермеры получат льготных кредитов в процентном соотношении значительно больше, чем в предыдущие годы.

Когда лимиты не установлены, а бюджет на субсидирование процентной ставки невелик – выбор банков в пользу крупных предприятий очевиден – один кредит может окупить работу филиала. В случае квотирования – определенный объем средств зарезервирован именно под определенную категорию предпринимателей. Однако, по сути, квота – это не задача, а возможность. Анализируя процедуру льготного кредитования, приходишь к совершенно другим выводам. Зачастую возможность оказывается невозможностью.

Во-первых, крупный заем всегда выгоднее коммерческим банкам по издержкам, связанным с обработкой клиентского займа. Во-вторых, требования по льготным кредитам значительная часть фермеров, не имея штата сотрудников, выполнить не может. А поскольку банки не очень-то заинтересованы работать с малыми КФХ, заявки от них принимаются неохотно и рассматриваются длительное время.

Поэтому и кредитов от КФХ мало, и квота не полностью используется. Пройдя мытарства по документам, понимая, что, сколько залога ни дай — все мало, фермеры, даже изначально желающие получить льготные кредиты, понимают — не дотянутся.

Предложение рождает спрос. Есть удобный и доступный механизм получения кредита под низкий процент – кредит берут, возникают трудности – не берут. Не потому, что не хотят развиваться, а потому что нет смысла месяцами мучиться с документами, а потом понять, что залога не хватает по любому.

Многим предлагают коммерческие кредиты, и фермеры соглашаются, не веря, что успеют получить льготные кредиты, а дорого яичко ко Христову дню. Многие обращаются в фонды поддержки субъектов малого предпринимательства. В некоторых субъектах перерабатывающие компании авансируют хозяйства под урожай. Кто-то из фермеров находит коммерческие кредиты неофициальным путем под высокие проценты. Выкручиваются, как могут. Однако отсутствие системной возможности кредитоваться по льготной ставке не приведет к расширению фермерства в количественном выражении. Фермерской ассоциации не под силу поменять банковскую систему и требования главного регулятора – ЦБ. Это могло бы сделать Правительство, разрабатывая стратегию аграрной политики, предусматривающую сбалансированное развитие различных секторов аграрной экономики.

Сегодня мало сказать – от фермеров нет заявок на кредиты, нужно разобраться в том, почему их нет, что нужно сделать для того, чтобы доступ к льготному кредитованию был улучшен и принять соответствующие решения.

Если рассматривать процедуру льготного кредитования – в ней самой заложены существенные проблемы: слишком долгий путь от подачи заявки в банк до получения льготного кредита. Сначала заявку рассматривает филиал, потом решение кредитного комитета направляется в головной банк в Москве. Там заявки собираются и направляются в Минсельхоз РФ, где проходит рассмотрение на предмет наличия лимитов и соответствия целевому назначению.

Затем готовятся письма по одобрению или отказу и направляются в головные банки, затем головные банки направляют документы или информацию в филиалы. Последние могут запросить дополнительный пакет документов. На все это уходит драгоценное время. Причем задержка может происходить на каждом этапе.

Если посмотреть срез по стадии прохождения заявок на кредиты фермеров-членов АККОР на 30 марта, мы увидим следующее: 13% заявителей собирают документы, 27% — отказались сами или взяли коммерческие кредиты, 27% — ожидают решения банков на местах, 10% — находятся в МСХ РФ, 23% одобрено МСХ РФ. Даже по одобренным МСХ заявкам – уходит дополнительное время на направление реестров в регионы и оформление окончательного пакета документов и договоров. Сроки кредитования уходят. А людям нужно проводить посевную. Кто-то приобретает технику, которая тоже нужна своевременно.

При такой процедуре и требованиях к заемщикам, целесообразно направить бюджетные средства, предназначенные на субсидирование льготных кредитов, на несвязанную поддержку на га. Ее точно получит большее количество сельхозтоваропроизводителей, чем кредиты. А для фермера это живые деньги к посевной. Главное, чтобы по уже выданным инвестиционным кредитам субсидирование по кредитам сохранялось.  Люди поверили и взяли на себя инвестиционную ношу, их подвести нельзя никак.

Почему же за рубежом с кредитованием по-другому. Другая политика центрального банка – в первую очередь. Другая стоимость средств, другая структура аграрного рынка. Большое количество малых производителей формируют и финансовые институты – банки борются за малого клиента. В России сегодня дополнительные офисы крупных коммерческих банков закрываются, таким образом, сокращая региональная сеть. С этим доступ сельских предпринимателей к кредитным ресурсам уменьшается априори.

Нишу в кредитовании малых форм хозяйствования могут занять региональные банки и сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Первым нужно получить доступ к льготному кредитованию за счет снижения требования ЦБ к размеру уставного капитала, последним – войти в состав уполномоченных организаций, участвующих в механизме льготного кредитования.  

Систему банковского кредитования можно также скорректировать в пользу малых форм на уровне регулятора ЦБ и коммерческих банков – снизить требования по малым займам. Если сегодня микропредприятие — это бизнес с оборотом до 120 млн рублей, то микрозайм для субъектов микробизнеса с упрощенной процедурой документооборота, залогового обеспечения должен составлять 10-12 млн рублей. 

Однако, даже снижение требований по документам и залогам не приведет к тому, что банк с радостью побежит за фермером.  Для него есть более интересные игроки на рынке. Поэтому со стороны государства должна быть поставлена задача по структуре портфеля по субъектам предпринимательства с выделением объемов и количества договоров за отчетный период. И структура должна быть более детализированной, чем малый, средний и крупный бизнес. Малый бизнес с объемом выручки до 800 млн рублей не такой уж малый и превосходит объемами мелких производителей в разы. А ведь здесь как раз и работает система лифта – от микро к более крупным предпринимателям или кооперативам.

Как замотивировать систему финансовых институтов работать с мелким сегментом? Должна ставиться задача со стороны Правительства для банков, участвующих в программах господдержки.

Сама по себе квота в 20% не является стимулятором, а задание от государства — это уже другое, не выполнишь – зададут много вопросов. Тогда сотрудники офисов на местах будут активнее работать с неудобными клиентами. У них будет целевой показатель.

Может возникнуть вопрос, а зачем это делать – не получают кредитов, значит не нужно.

Кредитные ресурсы – это, прежде всего развитие бизнеса.  А государство должно быть заинтересовано в развитии всех его видов. Это диверсификация аграрной экономики, занятость населения, переселение семей из городов в села, экологически чистая продукция, ускоренные темпы роста. Поэтому нужна не просто квота на льготные кредиты, а задача по ее освоению.

И конечно, нужно создавать и развивать альтернативные банковским финансовые инструменты – на наш взгляд – это создание федерального фонда развития микробизнеса в АПК, который бы работал с региональными фондами поддержки малого предпринимательства в части аграрного комплекса.

В этом смысле и квоту в 20% по льготным кредитам целесообразно распространить на субъекты микробизнеса различных организационно-правовых форм с объемом выручки до 120 млн рублей в год, а также на индивидуальных предпринимателей, занятых сельскохозяйственным производством (42 861 ИП). В этом случае квота 20% будет служить поддержке наименее защищенных слоев – фермеров, сельхозкооперативов, индивидуальных предпринимателей, не имеющих статус КФХ, обществ с ограниченной ответственность, коопхозов, производственных кооперативов и др.

Категория субъектов хозяйствования с выручкой от 120 млн рублей до 800 млн рублей, подпадающих под понятие малого предпринимательства, более интересны для банков и кредиты получить в принципе могут. Вопрос здесь в другом – явно недостаточно средств, предназначенных на субсидирование процентной ставки и для более крупных производителей сегмента МБ. Здесь проблему нужно решать увеличением средств на субсидирование в общем котле. Защита в виде квоты для более мелких хозяйств при этом должна оставаться.

Если вернуться к реалиям сегодняшнего дня, необходимо как можно быстрее выдать кредиты по заявкам, уже получившим подтверждение в МСХ РФ и устранить все возникающие здесь задержки. Время – деньги. Иначе сельхозпроизводители возьмут коммерческие кредиты, и процедура льготного кредитования к весенне-полевым работам не будет иметь никакого смысла.

На снимке: О. Башмачникова

Фото АККОР

Автор: Ольга БАШМАЧНИКОВА, председатель Аграрной партии России

 
Место №8
 
6 комментариев к Комментарий. Как преодолеть мытарства льготного кредитования АПК.
    РТК
    0

    Задумайтесь!!!!! Кто кого кредитует …..кто кому помогает финансовыми средствами……………????? Вашими устами да мёд пить…………………………………. а слова как должно быть из текста хорошо на ночь в виде сказок рассказывать! КТО КОГО КРЕДИТУЕТ задумайтесь?????????
    Собрали значит ИП, Глав КФХ, арендаторов в админ здание района прибыли чиновники из МСХ и МИн эконом региона и начали + представители банков и гарантийного фонда , решил посетить это мероприятие из уважения к главе сельского поселения, слушал долго…………пока молодой человек с переднего ряда не задал вопрос про льготное кредитование и гранты из оставшихся средств от льготных кредитов которые регион направляет по своему усмотрению. Не выдержав пришлось попросить слова, встал обратилсяк молодому человеку и прямо при всех громко поросил его не заходить в это болото — эту ловушку ( исходя из опыта своего друга) и рассказал ниже изложенное…………
    Грант 500т.руб . Заявитель 30 лет. Проживает в сельской местности 15лет , Два года подряд участвововал в конкурсе на рассмотрение , есть своя пустая ферма на 40 голов КРС+ суб аренда 18 га земли
    1.Условие по грантам 180 тыс руб должно быть на своём счету
    2.Открытие расч счёта 5600 руб, + Окрытие ИП в ИМНС
    3. Бизнес план 15 тыс руб
    4 Взнос в пенсионный фонд 24 500 руб
    5 . Налоговый кодекс не позволяет сдавать нулевой баланс если на расчётном счету были деньги………..от от 500 до 1 тыс руб налог
    6. обслуживание банком расч счёта 800руб месяц умножаем на три месяца = 2400 руб
    7. Снятие с расчётного счёта —обналичивание —возврат денег после фиаско претендента на грант 4% от суммы
    Итак два года подряд из кармана—дома молодой человек финансирует Банки, Пенсионный фонд, ИМНС, . и.т.д.
    На мои слова последовала реакция чиновников в президиуме мол его деньги не пропали ему же на пенсионные накопления мол пошли……………… Мол это конкурс не прошёл значит , задаю вопрос а как же затраты при участии в любом конкурсе —тендере средства не прошедших возвращаются, ответа нет, прямой посыл уходи в "" тень""
    ВОПРОС ; КТО кого финансирует -кредитует—содержит???????????????

    Ответить
    Кумык
    0

    Для того, чтобы преодолеть мытарства, надо просто создать систему кредитования села, которой в России, к сожалению, пока нет. Коммерческие банки заменить ее не могут по определению, поскольку у них другая задача — получение прибыли, а не благотворительность. В США 42% кредитов (тех самых дешевых) идет по линии Сельскохозяйственной кредитной системы (основой которой являются кооперативные банки), не облагаемой никакими налогами (!), руководимой отдельным агентством (!), подотчетным президенту страны! Коммерческие банки обслуживают только 40% рынка кредитования села. Небольшую часть (в основном касающуюся начинающих фермеров) под совсем низкий процент обслуживают структуры связанные с минсельхозом. У американцев создание действующей системы заняло 80 лет. А Россия об этом еще только начинает задумываться. Не надо изобретать велосипед.

    Ответить
    РТК
    0

    Ув. Кумык ! На начало нулевых 00 годов в РФ насчитывалось около 2500 банков — контор по отмыву , выводу, капитала за бугор . На сегодня 800 с хвостиком, как вы сами уточнили в основной массе банки основной целью ставят получение прибыли, но не развитие экономики.
    Логично казалось бы взять американскую Сельскохозяйственную кредитную систему ,
    НО возникают вопросы;
    1.Через что будут отмывать деньги наши чиновники,? Вы почерпните информацию с какой регулярностью ЦБ отзывает лицезии у банков , но стирально отмывочная система КЭШ-Транзит сама себя возрождает как гидра накрыли один банк, тут же появляется другой предлагая свои услуги технология КЭШ- Транзит совершенна, отработана до винтика , как бы ни боролись все силовые структуры , спец службы ,ЦБ
    2.Какой гешефт теряют наш госаппарат управления потому как , они состоят в соучредителях, акционерах в этих банках
    3 . И самое главное задумайтесь как вы себе представляете протащить через госдуру и сенаторов законадательно создание такой кредитной системы которая не платит налоги , вы предлагаете им кастрировать самих себя ,из этой идеи получится результат "не болгъа не кирик" ( если вы депутат либо сенатор являетесь соучредителем, акционером, владельцем банка Вы будете создавать себе конкурентов в лице кредитной системы.)
    4. Гипотетически допускаю создание кредитной системы даже за 80 лет но не в РФ , у нас скорее произойдёт революция или не останется крестьян,фермеров и вообще МФХ на территории страны

    Ответить
    шпицвег
    0

    Красные бусы девушке больше идут..
    Ситуация однако вам доложу, как в сказке, достаются нам то вершки от репы, то ржи корешки.
    А что оно такое есть этот самый "льготный" кредит по сути?
    Обычный кредит, только минсельхоз доплачивает 10 копеек на рубль.
    Кто больше кредит в банке взял, тот больше денег от минсельхоза и получил.
    Заявки, квоты,лимиты,кредитные комитеты, реестры, пакеты документов, письма, схема абсолютно непрозрачная.
    Зачем строить коррупционные схемы, когда те же 10 копеек в виде несвязанной(погектарной) субсидии можно
    абсолютно прозрачно, из количества гектар распределить между сельхозпроизводителями?
    И тогда идите на здоровье куда хотите, хоть в любой банк и берите свой рубль кредита.
    Все прозрачно!
    Вот в чем основная дилемма, нам с высоких трибун говорят, что поддерживать "всех подряд" —
    неэффективно, что поддерживать нужно тех, кто инвестирует в развитие, в так называемые "точки роста"
    На самом деле эффективность заканчивается тогда, когда право определять эти точки ,
    предоставляется чиновнику.
    В этом смысле "единая субсидия" отданная на усмотрение региональных чиновников, это в разы менее
    эффективная трата средств, чем несвязанная погектарная субсидия.
    Но чиновников этим не убедишь, они продолжают изобретать велосипед- там колесико пристроят, там пружинку, там противовес.
    Отдали субсидии на региональный уровень, тем чиновникам дескать видней, затем отдадут на районный, тем еще видней,
    затем заберут обратно на федеральный…

    Ответить
    Кумык
    0

    Коллеги, спасибо за понимание! То что банкирам, финансистам и чиновникам, состоящим в советах банков и отрабатывающим подачку, это поперек горла, знаю давно. Крестьяне для них — дойная корова. Но все таки надеюсь, что когда-нибудь и до Путина это дойдет. Из живых никто другой проблему не решит.

    Ответить
    Геннадий
    0

    Я предлагал Башмачниковой СОЗДАТЬ рабочую группу по подготовке государственного эксперимента в условия которого заложить отработку ВСЕХ моментов УДУШАЮЩИХ сельхозтоваропроизводителей даже дежурной отписки не удосужили….
    Селянам самим надо ОБЪЕДИНЯТЬСЯ создавать рабочую группу и готовить государственный эксперимент……ЖЕВАНИЕМ проблем на этих птичьих базарах они НЕ РЕШАЮТСЯ….
    Россельхозбанк получил ЧИСТЫЙ УБЫТОК -48.0млрд.р. Председатель получил титул "Банкир года" а банк докапитализировали на — 10.0млрд.р. сегодня под льготные кредиты стоит вопрос о его докапитализации еще на -30.0 млрд.р. …….Дойдут ли эти мильярды до селянина…..я оченннно сомневаюсь.
    Еще раз о Трушинской живодерне
    Геннадий Стремоухов
    Селяне платят налоги в бюджет РФ, Правительство России, наши деньги из бюджета, вносит как долю государства, причем беспроцентно в Россельхозбанк.

    1 000 000 000 000 трлн.р. бюджетные деньги, вложенные как доля государства в Россельхозбанк БЕСПРОЦЕНТНО.

    Россельхозбанк, НАШИМИ деньгами кредитует НАС же но уже под проценты.

    Возьмем под средний процент – 15% годовых.

    Россельхозбанк, кредитуя НАС НАШИМИ же деньгами, выдирает с нас процентами –
    ОДИН процент это – 10.0 млрд. а -15% это 150.0 млрд.р.

    Такую сумму наше родное «государство» выдирает из села ЕЖЕГОДНО.

    ДОТИРУЮТ миллионы а ВЫДИРАЮТ млрды…..

    КАК это называется? Почему мы, вместо того что бы «замочить» эту Трушинскую живодерню, закусив удила, прдолжаем ее докапитализировать?

    Чего проще, передать эти деньги РЕГИОНАМ, а регионы БЕСПРОЦЕНТНО выдадут их селянам, да не как кредиты, а в долгосрочную аренду с правом выкупа
    да еще и выкуп получить от селян не деньгами а ПРОДУКЦИЕЙ….
    В Росагролизинге еще интереснее. Туда загнали БЕСПРОЦЕНТНО – 80.0 млрд.р, кредитуют селян аж под – 30.0%, было даже больше, процентами еще ВЫЖИРАЮТ из села – ежегодно – 32.0 млн.р.
    А через страховой ГОСБАНДИТИЗМ выдирается из села не меньше,…но дальше чем «Где деньги Зин» власть боится продвинуться? И опять же вопрос – ПОЧЕМУ?
    — КАК это объяснить экономикой, политикой, здравым смыслом?
    — И почему эта ГОСБАНДА не «мочится в сортире».
    Если бы эти деньги были направлены в село, напрямую через сельскохозяйственную потребительскую КРКДИТНУЮ и СТРАХОВУЮ кооперацию эти миллиарды, никуда не уходили бы из села…
    А то обдираем село как липку, а потом с умным видом ЧЕШЕМ репу как дотировать село…мыкаемся по миру клянчим инвестиции….
    Господа, «отделите мух от котлет» и «ваша щетина превратиться в золото».
    Извините.
    Стремоухов Г.Д.

    Ответить
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля