Сегодня: 2019-03-23    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Как ученые оценивают состояние аграрного сектора России.

Сельское хозяйство России в последние годы добилось немалых успехов. Однако по-прежнему сохраняются многие проблемы, без решения которых трудно двигаться вперед. Представляем нашим читателям исследование, подготовленное российскими учеными, для экспертной сессии Вольного экономического общества – ВЭО. Доклад подготовлен Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова – филиалом Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий Минобрнауки России. (окончание)

Стимулирование сельскохозяйственной кооперации

Сельскохозяйственная кооперация играет важную роль в  

социально- экономической   жизни   села.   Она   способствует   эффективной   адаптации сельхозтоваропроизводителей и занятого в сельском хозяйстве населения к современной конкурентной рыночной экономике на основе объединения собственности и труда граждан (сельскохозяйственные производственные кооперативы   –   далее   СПК), и   на   основе   объединения   независимыми сельскохозяйственными товаропроизводителями отдельных хозяйственных функций (сельскохозяйственные   потребительские   кооперативы   –   далее СПоК). Членами СПК являются занятые в них работники; членами СПоК, как правило, —  представители малого и среднего предпринимательства: крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся   сельскохозяйственной   деятельностью, владельцы   личных подсобных хозяйств, малые и средние сельскохозяйственные организации.

Согласно данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (далее ВСХП-2016) потенциальную членскую базу сельскохозяйственной кооперации в России составляют около 18,5 тыс. малых сельскохозяйственных предприятий, 112,0 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, около 3,1 млн личных подсобных хозяйств граждан, производящих сельскохозяйственную продукцию.

Кооперативы являются одним из действенных механизмов интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей в производственно-сбытовые цепочки. По состоянию на 1 января 2018 года было зарегистрировано 4134 СПК и 5608 СПоКов, в т.ч. 1111 перерабатывающих, 807 обслуживающих, 926 сбытовых, 405 снабженческих, 1176 кредитных, 1183 прочих.

Сформировались и действуют контрольно-ревизионная система, включающая в себя 92 ревизионных союза сельскохозяйственных кооперативов и две их саморегулируемые организации: СРО Россоюз «Чаянов» и РСО «Агроконтроль»; Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России; отраслевые союзы (Союз сельских кредитных кооперативов,      Федеральный  Союз сельскохозяйственных потребительских      кооперативов) и другие инфраструктурные организации сельскохозяйственной кооперации.

По итогам рабочей поездки в Краснодарский край 12 марта 2018 года Президент РФ В.В. Путин дал поручение главам регионов ускорить работу по определению центров компетенций по развитию сельскохозяйственной кооперации на территории субъектов Российской Федерации. На 1 января 2018 года 74 региона определили такие центры компетенций.

Государство оказывает сельскохозяйственным кооперативам экономическую поддержку в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков    сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (далее – Госпрограмма). СПК (как и другие организационно-правовые формы сельскохозяйственных организаций) получают      субсидии (дотации) на производство сельскохозяйственной      продукции; СПоКи (кроме кредитных) — краткосрочные и       среднесрочные субсидируемые кредиты, а перерабатывающие и сбытовые кооперативы, начиная с 2015 года, — гранты на развитие   материально-технической базы. В 2015 г. на грантовую поддержку СПоКов выделено 400 млн руб., в 2016 г. – 900 млн руб., в 2017 – 1494,6 млн руб., в 2018 году – около 2400 млн. руб.

Вместе с тем, ситуацию с развитием кооперации на селе в целом нельзя признать удовлетворительной. Наблюдается постоянное сокращение числа сельскохозяйственных кооперативов. Число СПК уменьшилось с 5331 ед. в 2012 г. до 4134 ед. в 2016 г., т.е. на 1197 ед. или на 22,5%; СПоКов – с 7316 ед. на 1 января 2013 г. до 5608 ед. на 1 января 2018 г., т.е. на 1708 ед. или на 23,3%. Сократилось число   всех видов СПоКов, кроме перерабатывающих. В наибольшей степени сокращение характерно для кредитных кооперативов (на 37,0%).

 

Всего 3,6% сельскохозяйственных организаций страны и 4,1%

крестьянских (фермерских) хозяйств являются членами СПоКов. За   10 лет число сельхозорганизаций –  членов кооперативов уменьшилась на 226 единиц при сохранении их доли в общей численности сельхозорганизаций; число кооператоров —  фермеров и предпринимателей увеличилась всего на полторы тысячи, и доля возросла всего на 2 процентных пункта.

Согласно итогам ВСХП-2016, удельный вес кооперативов в оказании услуг личным подсобным хозяйствам чрезвычайно мал. Например, в услугах по подготовке почвы, посеву сельскохозяйственных культур и их обработке – 0,1%. Почти 65% этих услуг оказывают родственники и соседи, роль которых за последние 10 лет возросла. В услугах по закупке излишков продукции доля кооперативов – около 6%. Лидируют    здесь индивидуальные предприниматели – более 52%.

В транспортных услугах для личных подсобных хозяйств удельный вес кооперативов также не превышает 0,1%. Около 58% таких услуг оказывают родственники и соседи, 30% — индивидуальные предприниматели.

Наблюдается существенная дифференциация в размещении СПоКов по субъектам Российской Федерации. Около половины их сосредоточено в 12 регионах страны. Значительная часть СПоКов находятся в Липецкой области и Республике Саха (Якутия).

Приоритетный   характер   задачи   по   развитию   сельскохозяйственной кооперации   обозначен   в   Указе   Президента   Российской   Федерации   от 07.05.2018 г.  № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В    настоящее    время    развитие    сельскохозяйственной    кооперации сдерживается рядом причин. Это:

— высокий уровень конкуренции на ресурсных и агропродовольственных рынках со стороны других рыночных операторов. Кооперативы работают в условиях жесточайшей конкуренции, им приходится буквально отвоевывать себе «место под солнцем», конкурируя с другими мелкими и крупными рыночными операторами, и прежде всего с крупными торговыми сетями, агрофирмами и холдингами, перерабатывающими, снабженческими и обслуживающими   предприятиями, занимающими монопольное положение на том или ином рынке;

—   незрелость социальной базы кооперации. Потенциальные члены сельскохозяйственных потребительских кооперативов (крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, малые и средние сельскохозяйственные   предприятия, высокотоварные   личные   подсобные хозяйства) территориально разбросаны и заметно различаются по масштабам производства и экономическому положению.   Их объективно трудно объединить в кооперативы;

— недостаточный уровень и эффективность государственной поддержки кооперации. Государство, наряду с помощью кооперативам, зачастую поддерживает их конкурентов, ослабляя тем самым рыночные позиции

кооперации. (Недавний пример – поддержка крупных баз хранения продукции и оптово-логистических центров, которые могут создаваться и ритейлом).  Средства поддержки из федерального бюджета направляются исключительно на поддержку отдельных кооперативов, а не институтов развития кооперативной системы в целом – фондов финансовой   помощи, информационно-консультационной сети, специализированных    центров подготовки и повышения квалификации кооперативных кадров.  В ряде субъектов Российской Федерации (например, в Липецкой области) эта федеральная диспропорция сглаживается, но не более того, что имеет крайне неблагоприятные последствия. Возникают сильная зависимость кооперативов от господдержки, риски создания лже-кооперативов только для того, чтобы «эффективно» (в кавычках) освоить государственные субсидии;

— слабая инфраструктурная сеть саморазвития кооперативной системы. Существующие инфраструктурные организации   кооперативной системы (ревизионные союзы и их саморегулируемые   организации, отраслевые союзы, фонды поддержки сельскохозяйственной кооперации) слабо развиты и не могут    полноценно выполнять функции как организаторы кооперативного движения и развития сельскохозяйственной кооперации. Многие   организации, отобранные в качестве региональных центров компетенции по развитию сельскохозяйственной кооперации, также не обладают достаточным потенциалом (финансовым, кадровым, организационным) для развития кооперации на местах.

Государство, принимая регулирующие меры, недостаточно учитывает специфику кооперации. Часто законодательные новации ухудшают условия для функционирования сельскохозяйственных кооперативов. Иллюстрацией могут служить действия Банка России по отношению к сельскохозяйственным кредитным кооперативам как участникам финансового рынка. Суммарные (финансовые и трудовые) издержки, необходимые для выполнения новых требований Банка России, в большинстве случаев превышают ту выгоду, которую получают крестьяне от участия в кооперативе.

Меры по преодолению указанных проблем и совершенствованию кооперативной политики в сельском хозяйстве:

Выработка государственной политики развития сельскохозяйственной кооперации с учетом современных реалий и понимания её роли в развитии сельских территорий, распределении добавленной стоимости в агропродовольственных производственно-сбытовых цепочках в пользу сельскохозяйственных производителей, повышении занятости и доходов сельского населения. Составными частями такой политики могут стать концепция, программа и дорожная карта развития сельскохозяйственной кооперации, увязанные с   Госпрограммой по индикаторам, источникам финансирования, исполнителям и ожидаемым результатам.

Переформатирование государственной политики финансирования сельскохозяйственной кооперации. Субсидируемые      инвестиционные кредиты и субсидии на возмещение понесенных капитальных затрат должны направляться на строительство исключительно кооперативных хранилищ и кооперативных оптово-логистических центров, развиваемых как единое целое.

В итоге должна быть сформирована федеральная кооперативная товаропроводящая цепь – достойный конкурент существующему крупному ритейлу.

Часть средств целесообразно направить на формирование и поддержку институтов развития кооперации, а именно федерального и региональных фондов финансовой поддержки, центров компетенции и повышения квалификации кадров для кооперации.

Обеспечение равного доступа к средствам государственной поддержки для всех форм сельскохозяйственных товаропроизводителей.  ВСХП-2016 выявила крайне       неравномерный доступ сельскохозяйственных производителей к средствам государственной поддержки в разрезе категорий хозяйств.

В 2015 году субсидии и дотации из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации получали 68,8% сельскохозяйственных организаций; у сельскохозяйственных   организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, этот показатель выше – 75,5%, у микропредприятий ниже – 56,2%. У фермеров и индивидуальных предпринимателей показатель ещё ниже – 34,5%. Необходимо выровнять эту диспропорцию.

В целях укрепления социальной базы кооперации важно увеличить поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, сохранив финансирование кооперации и малых форм хозяйствования в рамках Госпрограммы отдельной строкой.

Учет особенностей функционирования сельскохозяйственных кредитных кооперативов при регулировании их деятельности. Среди сельскохозяйственных кредитных кооперативов есть много мелких, деятельность которых столь незначительна, что по определению она не несёт в себе никакого риска для финансового рынка. Таким кооперативам на законодательном уровне целесообразно разрешить исключать из своего наименования слово «кредитный» —  и, соответственно, работать в существующей системе саморегулирования.

Выработка и оказание дополнительных мер поддержки сельскохозяйственным производственным кооперативам. Это    особая организационно-правовая форма, построенная на обязательном трудовом участии своих членов. Производственные кооперативы сохраняют занятость работников порой в ущерб конкурентоспособности, но зато решают важную социальную задачу. Государству выгодно компенсировать их потери, чтобы затем не тратиться на борьбу с безработицей в сельской местности.

Автор: «Крестьянские ведомости»

 
 
Один комментарий к Комментарий. Как ученые оценивают состояние аграрного сектора России.
    Владимир Петрович Барарайкин
    2

    Считаю, что здесь указаны не все причины, которые тормозят развитие сельского хозяйства. эти причины не видны из окон кабинетов. их можно увидеть только от земли. Это следующие негативные причины: 1. Законы, которые ограничивают и уничтожают российское сельское хозяйство. исключение с иностранным капиталом. Введенная и узаконенная правительством продразверстка привела к полному уничтожению крестьянства, как класс. Радостно докладываю об увеличении объемов вывезенного зерна 1-2 класса, правительство полностью забыло о нуждах своего лектората, законопослушного и добросовестного сельского налогоплательщика. С разрешения правительства было вывезено зерно высшего класса, а народу оставили 4 класс и немного 3-го, которое должно было использоваться в животноводстве. в ответ мы ввозим котлы для твердого топлива, предназначенные для отопления древесными гранулами и зерном. До недавнего времени в закромах государства лежало зерно урожая 2010 -11гг. это зерно собранное во время засухи и оно для животноводства непригодно. Однако оно прекрасно подходит для хранения, так там нечего хранить, там только одна оболочка зерна. Но налогоплательщик это конечно съест. 2. введенная продразверстка привела к полному уничтожению деревни. Сбылась мечта Хрущева Н.С. об уничтожении крестьянства как класса собственников. он говорил, что крестьянин всё должен отдавать и всё покупать в магазине.

    Сейчас деревни и села стоят мёртвые, пустые и голодные. В деревнях и селах нет скотины, птицы, так как нет зерна для их прокорма; малая перерабатывающая промышленность уничтожена государством путем усиления контроля и введения ограничений. в деревнях нет молодежи, уничтожена вся инфраструктура. 3. Приписки. по современным данным приписки по зерну составили от 40 до 55%. Пример: Пензенская область при социализме собрала урожай 1 млн.т. Зерно было на полях, в складах, на токах, в закромах жителей. Сейчас область собрала более 1,2 млн. т., но нет полей, элеваторов. склады стоят пустые, поля заросшие, закрома у людей также пустые. 4. Законы, которые ограничивают развитие сельского хозяйства. под предлогом усиления контроля и борьбы нам не дают развиваться. эти законы не дают России выйти на мировой рынок, на котором она ранее была лидером. Пример: Постановление Фрадкова о наркотических растениях, в котором он уравнял коноплю посевную среднерусскую безнаркотичную с кустом коки и маком опийным. это привело к полной ликвидации культивирования конопли, как безнаркотичной культуры;, и перерабатывающей промышленности. ещё с великокняжеских времен Россия торговала конопляным волокном в различных видах. это стратегическое сырье государство поставляло во все времена, даже в периоды войн. Российское волокно является самым лучшим в мире, что подтверждено учеными Китая и Америки, которым пока не удается добиться такого качества. Действия только одного чиновника, который не понимая ничего в сельском хозяйстве, уничтожил данный вид промышленности в пользу иностранного капитала. теперь мы покупаем за золото волокно более низкого качества. А вообще мне нравится, когда чиновник учит крестьянина за какую сиську у трактора дергать, чтобы молоко быстрее бежало. нас учат жить по компьютеру: лечиться по компьютеру, питаться также по компьютеру. 5. Законы. был закон о колосках, теперь есть закон о наркотических препаратах, наркосодержащих растениях. по этому закону прошло более 30000,0 людей. сколько умерло никому это неизвестно, а чиновникам это неинтересно. им, главное, отчитаться. Согласно требований этого закона, если его буквально исполнять, все жители России, от 9-летнего ребенка до Президента России являются наркоманами, наркодилерами, наркобаронами. именно все люди, которые едят картошку, петрушку, томаты, пьют травяные чаи, едят маковые плюшки и т.д. ограничения, которые введены группой заинтересованных лиц (импорт мака пищевого, волокна и т.д) наносит колоссальный вред , который, по моему мнению, равен суммарному ущербу от действия чиновников Кудрина (СтабФонд, ваучеры и т.д), Сердюков (продажа армии), Чубайс, Гайдар, Медведев (МВД, компьютерное управление, миграция, и прочее). однако своих не сдаем- сказал другой чиновник. чиновник уравнял сельского жителя с доходом 15000 руб., у которого образуется не более 10 кг твердых коммунальных отходов в месяц с жителем города с доходом 35000 руб., у которого образуется около 30 кг ТКО в месяц. при этом чиновник уничтожил всё малое и среднее предпринимательство, которое работало в этой области, успешно решая основные задачи. при этом вначале чиновник утвердил стоимость услуг этого оператора от 189 руб в 2019г с ростом до 631,0 руб в 2023г. затем, правда, Медведев установил предельную ставку 95 руб/месяц с человека. в деревню этот оператор не едет, так как там нет дорог, площадок. однако в квитанции денежки за оказанные услуги указаны. Действия чиновников направлены в пользу крупного капитала, иностранных фирм. при этом Россия продается оптом и в розницу.

    Что такое демократия по российски, О Это всё просто- отвечает чиновник. Цепь удлиняем на 1 метр, а плошку седой отставляем на 2 метра. свободы целый метр. хошь пой, хошь волком вой (Ошибки умышленные).

    ВЫВОДЫ: Пока не изменят законы и не уберут оковы, ничего толкового не будет.

    Ответить
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля