Сегодня: 2018-10-19    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Поддержка мелких собственников земли должна стать национальным проектом.

Мы завершаем публикацию размышлений Георгия Чернова о проблемах мелких собственников земельных участков. Одна из главных задач, которая, по мнению автора, требует решения – это предоставление таким собственникам льготных целевых кредитов. Это должно быть сделано на уровне национального проекта, рассчитанного на длительную перспективу. Такая программа будет содействовать развитию сельских территорий и собственно села, а не только его отдельных представителей.

Итак, основная проблема мелких собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения – отсутствие финансов. Ключевое решение этой проблемы – использовать земли сельскохозяйственного назначения в качестве залогового инструмента для получения кредита, с разработкой соответствующего механизма.

Собственникам полевых участков и их объединениям – «СПКСПУ» нужно обеспечить реальный доступ к получению льготного целевого кредита сроком до 5-7 лет. (Кредит сроком на один год без возможности его пролонгации может сыграть роковую роль для многих начинающих сельхозпроизводителей, в том числе из-за погодных условий.) Это необходимо сделать, используя полевые участки в качестве предмета залога. Залоговая стоимость земельных участков должна быть в размере минимум 30% от их рыночной стоимости (сопоставима с ценой изымаемых или приобретаемых государством неиспользуемых/невостребованных земельных участков сельскохозяйственного назначения) и более. Органы исполнительной власти (региональные, муниципальные) и (или) уполномоченные государством финансовые организации (по примеру Казахстана) должны предоставлять соответствующие гарантии банкам (после рассмотрения ТЭО — технико-экономического обоснования заявителя) в качестве дополнительного, гарантированного обеспечения возврата кредитных средств заемщиками.

[В Казахстане АО «КазАгрогарант» (как отмечалось выше) выступает безвозмездным гарантом программы микрокредитования безработным, самозанятым с предпринимательским потенциалом (после прохождения курсов обучения) для создания сельскохозяйственных кооперативов и действующим сельхозкооперативам (и их членам), реализующим или планирующим реализовать бизнес-проекты в сельских населенных пунктах.]
«СПКСПУ» в количестве, к примеру, 100 собственников полевых участков из числа жителей центральной усадьбы и близлежащих деревень (входящих в одну административную единицу – «Сельское поселение») могли бы привлечь кредитные средства под залог своих участков в размере минимум 4,5 млн рублей, при рыночной стоимости участков в 150 тыс. рублей. (При залоговой стоимости земельных участков в размере 50% от их рыночной стоимости, привлеченные средства составят 7,5 млн рублей – хватит на мощный трактор в хорошем состоянии и на навесное, прицепное оборудование для обработки почвы)

Возможность получения льготного целевого кредита под залог полевых участков является важнейшим условием для создания и деятельности «СПКСПУ», расширения личных подсобных хозяйств сельскими жителями. 

Такую возможность нужно предоставить в первую очередь именно жителям села. Иначе агрохолдинги, крупные сельхозпредприятия и просто владельцы больших земельных участков (скупщики) выберут все квоты и ресурсы, выделяемые для этого государством, а мелким собственникам, как всегда, ничего не достанется. Для них использование полевых участков в качестве предмета залога – это фактически единственный шанс для привлечения кредитных средств и использования участков по целевому назначению. 

Предоставление субсидий и товарных кредитов

Серьёзным стимулом и реальной стартовой поддержкой крестьян (особенно в первый год использования участков) были бы субсидии, в том числе, в виде бесплатного предоставления семян или продажи их со скидкой в 50%, субсидии на проведение культуртехнических работ по корчеванию березок и поднятию залежных земель, а также предоставление товарного кредита (семенами) с погашением / возвратом его после уборки урожая и на иные цели, по мере потребностей мелких собственников и возможностей властей – федеральных, региональных и муниципальных.

[Разовая субсидия, например, в размере одного «Гранта начинающему фермеру» в Челябинской области в 2016 году – 1,46 млн рублей и доступная возможность привлечения сельхозтехники со стороны могли бы стать реальной стартовой помощью для использования своих полевых участков жителями целого поселка с количеством собственников около 50 человек и земельными участками в 300 га. Из этой суммы на семена уйдет около 0,9 млн руб. (200 кг семян пшеницы стоимостью около 15 тыс. руб. за тонну на 1 га посевной площади, на общую площадь в 300 га = 0,2 т x 15 тыс. руб./ тонн Х 300 га = 0,9 млн руб.). И останется еще 560 тыс. руб. на наем техники или другие целевые расходы.]

Предоставление земельных участков на льготных условиях

Предоставление «СПКСПУ» на льготных условиях земельных участков из категории «невостребованных земельных долей», неиспользуемых земельных участков и полей, изъятых государством (в первую очередь участков, находящихся в составе одного поля с участками крестьян) и из фонда перераспределения, в аренду (без торгов) с правом выкупа.

Первоочередное предоставление сельским жителям, ведущим личное подсобное хозяйство и желающим войти в состав местного «СПКСПУ», но не имеющим полевых участков, земельных участков из вышеперечисленных категорий в аренду (без торгов) с правом выкупа.

Помощь в хранении и сбыте выращенной продукции

В отличие от сельхозпредприятий и большинства фермеров, у мелких собственников земельных участков нет овощехранилищ и складских помещений (кроме своих погребов и ларей). Поэтому для «СПКСПУ» будет важна помощь органов власти в диалоге с сельхозпроизводителями, собственниками, располагающими такими возможностями. Большую роль органы власти сыграли бы в содействии поставки продукции «СПКСПУ» торговым сетям.

Огромное значение (особенно в первые годы работы) имела бы организация системы закупок регионами зерновых и овощей у «СПКСПУ» для нужд местного «Фонда продовольствия».

Информационное, консультационное, образовательное обеспечение

Подавляющая часть мелких собственников полевых участков не имеют знаний, опыта по технологии механизированной обработки почвы, выращиванию, уборке, хранению и сбыту растительной продукции в объёмах гораздо более крупных, неже­ли с приусадебного участка – это животноводы, строители, учителя, врачи, водители и т. д. И таких на селе большинство. Для сельских жителей должны быть разработаны доступные по содержанию методические пособия по основам полевого выращивания различных культур (зернобобовых, овощей и т. д.), грамотного планирования и ведения личного подсобного хозяйства, составлению бизнес-плана для получения кредита, организации того или иного вида сельскохозяйственного кооператива.

Для получения более глубоких знаний в растениеводстве или животноводстве должны быть организованы, желательно, бесплатные курсы. (Если такие курсы и проводятся, то кроме самих организаторов о них мало кто знает. Принципиально важно доносить информацию о работе таких курсов, о мерах поддержки и т. д. “до масс”.)

В каждом регионе обязательно должен быть создан хотя бы один специализированный «Аграрный консультационный центр» на базе сельскохозяйственного вуза (если такой имеется в регионе) как для начинающих сельхозпроизводителей, так и для сельхозпроизводителей с опытом работы. «Аграрный консультационный центр» по запросу граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, начинающих фермеров и вновь создаваемых сельхозорганизаций (кооперативов и др.) должен предоставлять на платной / бесплатной основе профессиональные устные и письменные консультации, давать рекомендации по выбору культуры выращивания, закупке семян, по выбору техники и технологии возделывания интересующих культур, по различным нормативным базам (нормам высева, внесения удобрений и т. д.), по организации фермерского хозяйства и сельхозкооператива, продавать / предоставлять специализированную литературу. Сельхозпроизводители должны иметь возможность получать в «Аграрном консультационном центре» (и на его сайте) информацию о новых, передовых технологиях производства сельхозпродукции, современной технике и оборудовании, семенах и т. д. Информация о таком специализированном центре и оказываемых им услугах должна быть доведена до каждого сельхозпроизводителя и собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения, например, вместе с рассылкой налогового уведомления об уплате земельного налога. Часть затрат на содержание и деятельность такого центра должна лечь на государство.

В администрации каждого района должен быть контактный телефон и, соответственно, специалист по работе с мелкими собственниками, у которого можно получить ту или иную информацию, рекомендацию, в том числе, по созданию «СПКСПУ».

Резюмируя вышесказанное, необходимо еще раз отметить ключевое значение в реализации комплекса мер поддержки мелких собственников земельных участков возможности использовать земли сельскохозяйственного назначения в качестве предмета залога для привлечения кредитных средств. Решение этого основного вопроса в совокупности с возможностью привлечения техники МТС, позволит (даст смысл) жителям села объединиться в ту или иную организационно-правовую форму, а также наиболее эффективно решить проблему неиспользуемых земель.

Программа поддержки мелких собственников земельных участков должна быть разработана на долгосрочную перспективу, на уровне национального проекта, как постоянная составляющая поддержки сельхозпроизводителей. Она должна охватить как можно больше мелких собственников и реализована по мере возможности бюджета страны и готовности, организованности крестьян. Подобная программа, как никакая другая будет содействовать развитию сельских территорий и действительно сделает крепким село, а не только отдельных его представителей, пусть и самых достойных.

Хочется отметить, что предложенные выше меры поддержки, являются не просто теорией, а практической потребностью жителей села, как бы к этим предложениям ни относились нынешние чиновники и ученые.

В сельском хозяйстве должны быть гармонично представлены различные формы хозяйствования. Баланс этих форм должен базироваться на приоритете: земля должна кормить и давать возможность зарабатывать прежде всего тем, кто на ней живет и на ней непосредственно работает – жителей села. «СПКСПУ» не является панацеей в развитии сельского хозяйства, но мог бы стать важнейшим социально-экономическим фактором сохранения, развития села и наряду с фермерством имеет естественное право на свою достойную нишу в сельскохозяйственном производстве и на соответствующую достойную государственную поддержку. Пока же агрохолдинги и другие крупные формы хозяйствования неадекватно и неумолимо разрастаются порой до гипертрофированных размеров,  где-то душат, а где-то и убивают в неравной конкуренции малые и средние формы хозяйствования на селе, а с ними и само село.

Сегодня политики и чиновники все чаще говорят о человеческом капитале, как о самом важном в деятельности государства. Отношение же к жителям села остается абсолютно прагматичным — лишь как к ресурсу для производства сельхозпродукции.

Судьба («быть или не быть») подавляющего большинства класса мелких собственников земельных участков, а с ними и во многом благополучие села, практически полностью зависит от ПОЗИЦИИ и ВОЛИ по этому вопросу государства.

Если государство буквально «сегодня» не введёт мораторий на изъятие полевых участков у сельских жителей, не начнёт принимать срочные меры по поддержке данной группы собственников, то через 3-5 лет фактически будет поздно, и из структуры собственников в сельском хозяйстве безвозвратно исчезнет огромное (основное) количество мелких собственников земельных участков – крестьян, которым останется лишь роль дешёвой рабочей силы (и то не всем). Это неминуемо приведет к тяжелым, возможно, необратимым последствиям в будущем, в том числе, дальнейшему вымиранию деревни, очередной революционной ситуации на селе.

P/S

К сожалению, решить поднятую в статье проблему в той или иной степени может только один человек в стране, до которого эту проблему еще нужно попытаться донести, не имея при этом достаточных средств для оплаты услуг лоббистов.

 

Георгий ЧЕРНОВ

Автор: KVEDOMOSTI.RU

 
 
Один комментарий к Комментарий. Поддержка мелких собственников земли должна стать национальным проектом.
    sem
    0

    Революционная ситуация на селе не возникнет никогда- народа нет. Возможны частные протесты, да кто б их замечал. Судьба гроба с урожаем тому пример.

    Ответить
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля