Сегодня: 2018-01-18    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Ушачев: основные направления Стратегии устойчивого социально-экономического развития АПК России.

20170608_131942

«Крестьянские ведомости» уже рассказывали о Всероссийском сельскохозяйственном форуме «Российское село-2017» (в рамках проекта ЕР). На нем выступил научный руководитель ВНИИ экономики сельского хозяйства, член Президиума РАН Иван Ушачев. Сегодня мы публикуем (с некоторыми сокращениями) расширенную версию научного доклада академика РАН на основе выступления на Президиуме Российской академии наук 18 апреля 2017 г.

Определяя перспективы агропромышленного комплекса, имеется в виду необходимость разработки и принятия Стратегии социально-экономического развития отрасли, как это предусмотрено ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Активная работа по реализации Закона началась лишь в 2016 году, то есть спустя два года после его принятия и предполагается, что она завершится к 2019 году. Перечень установленных для АПК стратегических и плановых документов достаточно обширен. Ряд из них уже принят, в том числе в 2017 году – Программа научно-технического развития сельского хозяйства до 2025 года, в 2016 году – Прогноз научно-технологического развития АПК, в 2015 году – Стратегия устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года.

Однако изложенные в этих документах сценарные решения не в полной мере увязаны с финансовыми, инвестиционными и институциональными прогнозами развития страны и отрасли, что в последующем потребует их корректировки. В настоящее время разрабатывается несколько вариантов общероссийских стратегий, в том числе Центром стратегических разработок, Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина, Торгово-промышленной палатой России при участии экспертов Московского экономического форума, Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН и другими.

В этих стратегиях и предложениях отражается позиция авторов на видение ими будущего социально-экономического развития страны, однако, как правило, не содержится, или лишь в общих чертах указывается на отдельные проблемы функционирования аграрного сектора.

Вместе с тем существует достаточно четкая взаимозависимость макроэкономической политики и влияния на нее аграрного сектора.

Одновременно следует учитывать, что с одной стороны, достаточность и полноценность питания является мерилом благополучия нации, с другой – всё чаще продовольствие используется в политическом противостоянии систем и государств, о чем свидетельствуют вводимые санкции и антисанкции на торговлю продовольственными товарами.

Таким образом, развитие агропромышленного комплекса всё более становится не только и не столько отраслевой проблемой, но и приобретает междисциплинарный и межотраслевой характер.

Основные тенденции развития АПК

Сельское хозяйство остается одной из немногих отраслей российской экономики, демонстрирующих рост и значимые результаты импортозамещения (табл.1). На фоне того, что в 2015-2016 гг. ВВП сократился на 3%, спад промышленного производства составил 2,3%, производство продукции сельского хозяйства возросло на 7,5%. В результате удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в валовой добавленной стоимости увеличился и составил в 2016 г. 4,5% против 3,9% в 2014 г.

В 2016 г. экспорт увеличился и превысил 17 млрд долл., главным образом за счет экспорта зерна в объеме 33 млн тонн. В результате АПК является важным источником поступления валюты в бюджет.

Одновременно импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия сократился с 43,3 млрд долл. США в 2013 г. до 24,9 млрд долл. США в 2016 г. или на 40%. Соответственно, разрыв между импортом и экспортом уменьшился с 27 млрд долл. США до 7,9 млрд долл. США.

В этих условиях удалось обеспечить достижения пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности по большинству видов продукции. Вместе с тем страна еще не вышла на потребление населением ряда пищевых продуктов согласно медицинским рациональным нормам.

Так, несмотря на положительную динамику развития отрасли, объем сельскохозяйственного производства в целом еще не достиг уровня 1990 г. По расчетам на основе данных Росстата, индекс продукции сельского хозяйства в 2016 г. к 1990 г. составил 99,5%, в том числе продукции растениеводства – 140%, продукции животноводства – 70%.

Одним из основных сдерживающих факторов развития отрасли является инвестиционная недостаточность. Так в 2014-2015 гг. падение инвестиций в АПК составило 16,5%, что значительно больше, чем по экономике в целом. Несмотря на всплеск инвестиций в 2016 г. (10,6%), он не компенсировал падение предыдущих двух лет.

В условиях низкой инвестиционной активности не удается выйти на необходимые темпы технико-технологического обновления. В сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве коэффициент обновления сельскохозяйственной техники остается на уровне около 4%, что означает средний срок ее эксплуатации почти четверть века. Темпы выбытия сельхозтехники все еще в 1,5-2 раза выше, чем приобретения новой техники. За последние 4 года даже с учетом приобретения новой техники парк тракторов сократился на 25 тыс. единиц (выбыло 75 тыс. тракторов, приобретено 50 тыс. тракторов), зерноуборочных комбайнов — на 8 тыс. (выбыло 30 тыс. ед., приобретено 22 тыс. ед.), кормоуборочных комбайнов – на 4 тыс. (выбыло 7 тыс. ед., приобретено 3 тыс. ед.). В результате парк сельскохозяйственной техники существенно ниже необходимого для ведения эффективного сельскохозяйственного производства.

Одновременно сохраняется чрезмерно высокая зависимость отечественного АПК от зарубежных техники и технологий, что является серьезным сдерживающим развитие фактором. Так, доля импортной техники в общем количестве сельскохозяйственной техники в 2016 году составила по тракторам 67,8%, зерноуборочным комбайнам – 22,1% и кормоуборочным комбайнам – 20,8%, по машинам и оборудованию для животноводства – 90%. Лишь 2% оборудования для пищевой промышленности производится в России, и из них только пятая часть соответствует мировому уровню. Это не позволяет в полной мере говорить о продовольственной безопасности с точки зрения технико-технологического потенциала.

Продолжается процесс ухудшения состояния сельскохозяйственных земель: внесение удобрения существенно отстает от выноса питательных веществ из почвы с урожаем, что ведет к ее деградации. Внесение минеральных удобрений в России составляет менее 50 кг д.в. на 1 га, что в 4-5 раз меньше, чем в Западной Европе. По расчетам ученых за последние 10 лет не возмещен вынос питательных веществ из почвы только на посевах зерновых культур в объеме 50 млн тонн (в д.в.) при том, что за этот период было экспортировано минеральных удобрений 120 млн тонн (д.в.), или около 80% объема их производства.

Еще одной проблемной сферой является социальное развитие сельских территорий. На селе концентрируется безработица и сельская бедность. Уровень оплаты труда занятых в сельском хозяйстве составляет лишь 57% к среднему по экономике. Ниже уровень оплаты труда только в текстильной промышленности, несмотря на то, что занятость сельских работников в течение года на 6-7% выше, чем в среднем по стране. У 2/5 работающих в сельскохозяйственных организациях заработная плата ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, почти у 4% ниже МРОТ.

При доле жителей села в общем населении страны — 26%, в сельских поселениях проживает 36% российских безработных и 39% малоимущих. Таким образом, российская бедность локализуется на сельских территориях. В связи с этим, по результатам мониторинга, 30% жителей села, в том числе половина среди молодежи, намеревается уехать из деревни.

В последние годы в целях сокращения затрат на селе активно проводилась политика «оптимизации» сети учреждений социальной сферы, что привело к массовому закрытию малочисленных сельских школ, детских садов, клубов, участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и увеличению радиуса их доступности. В результате средний радиус доступности сельской школы составляет 17,3 км, детского сада – 20,4 км, больницы – 84,6 км, ФАПа – 14,8 км, клуба – 14,5 км.

Крайне неблагоприятным остается демографический прогноз: к 2030 г. численность сельского населения сократится почти на 5 млн — с 37 млн до 32, 3 млн, а доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составит менее половины его численности.

Вложения в социальную сферу села совершенно недостаточны: на 2020 год они прогнозируются по последнему варианту Госпрограммы в объеме лишь 11,8 млрд руб., что несопоставимо с реальными потребностями.

В определенной мере негативные процессы в сельском хозяйстве связаны с динамикой спроса. За 2015-2016 гг. реальные располагаемые доходы населения снизились почти на 10%, при этом спрос на продовольствие сократился на 13%, особенно на мясную и молочную продукцию, фрукты и ягоды. Это в значительной степени будет сдерживать спрос на продовольственном рынке, и ограничивать возможности развития отечественного агропромышленного производства.

Основные стратегические цели и направления развития АПК на перспективу

Для достижения обозначенных целей к основным стратегическим направлениям развития отраслей АПК следует отнести:

— научно-техническую и технологическую политику в АПК во взаимосвязи с научно-исследовательской сферой и образованием;

— развитие социальной сферы села;

— коренное изменение в системе земельных отношений;

— рационализацию размещения и специализацию агропромышленного производства;

— совершенствование экономических отношений;

— развитие внешнеэкономической деятельности;

— экологизацию производства и адаптацию к изменениям климата.

Научно-техническая и технологическая политика в АПК

За последние три года отечественными учеными создано 894 новых высокоэффективных сорта и гибрида сельскохозяйственных культур, 24 новых селекционных высокопродуктивных типов и кроссов животных и птицы, 815 новых и усовершенствованных технологий и технологических процессов, 801 технологический способ и прием производства сельскохозяйственной продукции, 414 единиц машин, рабочих органов, приборов и оборудования, 119 вакцин, диагностикумов, препаратов и дезинфицирующих средств, 89 препаратов защиты растений.

В настоящем докладе целесообразно выделить лишь некоторые перспективные позиции, такие как:

— технологии точного сельского хозяйства на основе электроники и робототехники;

— развитие органического и почвосберегающего сельского хозяйства, восстановление плодородия деградированных почв;

— технологии ускоренной селекции и семеноводства, племенного дела;

— новые технологии глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, включая биотехнологии;

— новое поколение технологии производства персонального и функционального питания, в том числе с лечебными и профилактическими свойствами;

— технологии полной локальной утилизации и рециклинга отходов сельскохозяйственного производства и другие.

В то же время узким местом остается передача результатов научных исследований в агропромышленное производство. В настоящее время функционирует достаточно большое количество организационных форм трансфера результатов научных исследований к товаропроизводителям, к которым относятся технопарки, наукограды, консультационные службы, научно-технологические платформы. Однако до сих пор не сложился системный подход к решению этой проблемы, а принятая Программа научно-технического развития сельского хозяйства до 2025 года не подкреплена соответствующим механизмом ее реализации и достаточными финансовыми ресурсами.

Существует прямая связь между освоением достижений научно-технического прогресса и системой подготовки специалистов и научных кадров АПК. В настоящее время на подготовку одного студента в аграрном ВУЗе выделяется финансирование в два раза меньше, чем в ВУЗах других отраслей. Аналогичная ситуация и с подготовкой научных кадров. Серьезное беспокойство вызывает тот факт, что в аграрных ВУЗах продолжается процесс ликвидации не только отдельных направлений подготовки (экономика, менеджмент, управление персоналом), но и экономических факультетов. За последний год были лишены госаккредитации по направлениям экономика и управление 10 аграрных ВУЗов, что не способствует подготовке экономистов и менеджеров для хозяйствующих субъектов аграрной сферы экономки, научных учреждений и управленческих структур АПК. В связи с этим необходимо изменить отношение к аграрной науке и образованию, без чего нельзя рассчитывать на изменение технологического облика агропромышленного производства.

Земельные отношения

Определяющим фактором устойчивого сельскохозяйственного производства является эффективное использование земельных ресурсов.

Несмотря на то, что Российская Федерация самая большая страна в мире, она занимает четвёртое место в мире по площади пашни (124 млн. га) после США – 176 млн. га. Индии – 162 млн. га и Китая – 143 млн. га и по наличию пахотных земель на 1 жителя (0,86 га) после Австралии – 2,47 га, Канады – 1,46 га и Аргентины – 0,89 га. При этом биоклиматический потенциал земледельческой территории России почти в три раза ниже, чем в странах Западной Европы и США.

Реформирование аграрных земельных отношений относится к одному из важнейших стратегических направлений развития сельского хозяйства страны.

При этом надо иметь ввиду, что, по данным Росреестра, по состоянию на 01.01.2016 г. значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находится:

— в государственной и муниципальной собственности – 255,4 млн. га, или 66,6 % земель этой категории;

— в частной собственности соответственно 33,4 % (128,4 млн. га), в том числе из них в собственности граждан –28,9 % земель (111,1 млн. га) и юридических лиц – 4,5% (17,3 млн. га).

В России из 58 млн. земельных участков, сведения о которых внесены в Государственный кадастр недвижимости, только менее чем у половины из них установлены границы. Отсутствие в Кадастре сведений о месте положения границ, неточные сведения об их расположении, приводящие к массовым земельным спорам и даже земельным войнам, являются следствием действующего в стране в основном заявительного характера внесения правообладателями земельных участков сведений в Государственный реестр недвижимости.

К основным стратегическим направлениям совершенствования аграрных земельных отношений на государственном уровне необходимо отнести следующие.

Во-первых, предстоит обеспечить защищённость прав собственности и землепользования. На начальных этапах вполне достаточно обеспечить планомерную регистрацию прав на земельные участки, а не по запросу.

Во-вторых, субъектам Российской Федерации предстоит обеспечить административную защиту особо ценных сельскохозяйственных угодий от использования для других целей, которая охватывает сегодня всего лишь 3,7 млн. га сельскохозяйственных угодий, что составляет 3% от всей площади пашни земель сельскохозяйственного назначения. Существующий принцип выделения особо ценных сельскохозяйственных земель по кадастровой стоимости, а не по степени их пригодности и отсутствия ограничений для выращивания сельскохозяйственных культур, научно не обоснован и противоречит мировой практике. По международным оценкам ФАО большинство обрабатываемых в настоящее время земель в России имеют высшее (32% площадей) или хорошее качество (60%).

В-третьих, предстоит расширить применение проектного сельскохозяйственного землепользования на основании законодательно установленного обязательного землеустройства и разработанной землеустроительной документации. В настоящее время механизм экономического принуждения к рациональному не истощительному использованию сельскохозяйственных земель в стране отсутствует.

В-четвертых, целесообразно восстановить в земельном законодательстве экономический способ защиты продуктивных сельскохозяйственных земель от необоснованной застройки, которая приносит ее инициатору необоснованную экономическую выгоду в ущерб всему обществу.

Важное место в системе земельных отношений занимает проблема управления огромными земельными ресурсами страны, поэтому новый этап в их развитии должен быть направлен на регулирующую функцию государства. Суть этой функции заключается в создании более совершенной системы землепользования, основу которой будут составлять аренда, купля-продажа и залог земельных участков. Для этого следовало бы образовать в системе Министерства сельского хозяйства России специальное агентство по управлению земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения.

Размещение и специализация агропромышленного производства

В современных социально-экономических условиях России необходима новая стратегия развития территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве. Она в первую очередь должна быть направлена на максимальный учет национальных интересов страны, исключающих региональный экономический сепаратизм, на рациональное использование производственных ресурсов и биоклиматического потенциала территорий, повышение эффективности производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

Для более полного учета места и роли каждого региона в территориально-отраслевом разделении труда в агропромышленном производстве следует разработать и реализовать общероссийскую Генеральную схему его развития и размещения, на базе которой целесообразно сформировать крупномасштабные специализированные зоны производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, осуществить рациональное внутрирегиональное размещение сельскохозяйственного производства с учетом возможного развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Все это позволит улучшить согласованность параметров развития основных отраслей и подотраслей АПК страны с параметрами развития объектов социальной сферы, инфраструктуры, обеспеченностью важнейшими производственными ресурсами. Одновременно предстоит скоординировать совместные действия государств Евразийского экономического союза по рациональному размещению и углублению специализации агропромышленного производства, включая создание межгосударственных продуктовых кластеров.

В России для рационального размещения и углубления специализации агропромышленного производства особое внимание следует уделить таким проблемным регионам страны, как:

— депрессивные регионы Северо-Запада, отдельные регионы Центра европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока с почти повсеместно сокращающимися сельским населением и сельскохозяйственным производством, особенно традиционных для этих территорий видов деятельности;

— районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с их особенностями развития и сложившимися традициями жизнеобеспечения малочисленных коренных народов;

— трудоизбыточные республики Северного Кавказа;

— приграничные и анклавные территории страны со своими особенностями развития аграрной сферы экономики вообще и сельского хозяйства в частности.

Институциональные преобразования в АПК

Основными направлениями в сфере институциональных преобразований являются:

— развитие кооперативных форм как в области производства сельскохозяйственной продукции, так и в связанных с ним сферах деятельности;

— формирование вертикально-интегрированных кооперативных объединений вплоть до создания национальных кооперативных структур;

— придание нового импульса роли отраслевых и функциональных союзов (ассоциаций) в развитии агропромышленного производства;

— формирование интегрированных территориальных аграрных кластеров.

Дальнейшее видение организационно-правовых форм производства состоит в том, что должно быть достигнуто рациональное соотношение между крупными, средними и малыми формами хозяйствования. В настоящее время допускаются перекосы в сторону развития крупных и сверхкрупных агрохолдингов, которые владеют огромными массивами земельных угодий, размер которых достигает более полумиллиона гектаров, что может привести к негативным социально-экономическим последствиям.

Необходимо совершенствовать государственное управление агропромышленным комплексом на всех иерархических уровнях. Целесообразно рассмотреть вопрос о вертикали государственного управления АПК, в первую очередь по реализации федеральных программ при четком разграничении управленческих функций с регионами.

Наряду с этим целесообразно расширить полномочия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в том числе путем передачи ему от других министерств и ведомств функций, которые относятся к агропромышленному комплексу. Предоставление больших прав Министерству сельского хозяйства, включая финансовых, должно идти с одновременным повышением его ответственности за развитие АПК.

В целом необходима разработка Генеральной схемы управления агропромышленным комплексом страны.

Экономические отношения

В последние годы финансово-экономические показатели отрасли имеют положительную динамику. Вместе с тем, прибыль концентрируется в ограниченном количестве высокорентабельных хозяйств.

В последние годы рост цен производителей в сельском хозяйстве отставал, от роста цен в промышленности. В связи с этим представляется целесообразным ограничить рост цен и тарифов на материальные и энергетические ресурсы на тех рынках, где доминируют государственные компании, имея в виду, что механизм решения этой проблемы по многим позициям находится в ведении Правительства.

Настораживающим фактом является то, что темпы повышения розничных цен на продовольствие значительно опережают как рост цен сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и производителей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Поэтому в долгосрочной перспективе одним из решений проблемы справедливого ценообразования по всей продуктовой цепочке может стать широкое развитие кооперации. С другой стороны, необходимо совершенствовать законодательство о торговой деятельности, имея в виду ограничить предельный уровень наценок на реализуемую продукцию.

Учитывая, что прямые государственные инвестиции в отрасли составляют менее 3% от их объема, основным направлением поддержки инвестиционной деятельности является кредитование, на поддержку которого направляется более 60% всех субсидий. С 2017 г. введен новый механизм льготного кредитования в АПК, согласно которому стоимость кредитных ресурсов будет обходиться конечному заемщику не более 5% годовых и субсидирование осуществляться напрямую банкам. Однако выделяемые средства на эти цели явно недостаточны.

Так, в 2016 г. из всех привлеченных краткосрочных кредитов субсидировался только каждый четвертый, а это значит, что 75% сельскохозяйственных производителей привлекали кредиты на общих условиях по крайне высоким, практически запретительным процентным ставкам. Субсидирование инвестиционных кредитов осуществлялось только в части действующих одобренных инвестиционных проектов, при этом объемы просроченной долгосрочной кредиторской задолженности в последние два года увеличились более чем в 4 раза.

В целом доступ к кредитованию имеет ограниченный круг высокорентабельных предприятий. Это приводит к социально-экономической дифференциации товаропроизводителей и регионов, формированию группы депрессивных территорий и существенным экономическим рискам.

В целях усиления стимулирующей роли налоговой системы на первом плане необходимо:

— ввести налоговые каникулы по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) для первично формируемых сельскохозяйственных товаропроизводителей по новым инвестиционным проектам сроком на 5 лет;

— предоставить сельскохозяйственным товаропроизводителям, применяющим ЕСХН, право добровольного перехода на уплату НДС;

— установить дифференцированные ставки по ЕСХН в пределах от 1 до 6 процентов и предоставить это право субъектам Российской Федерации;

— ввести нулевую ставку по акцизам на продажу топлива для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— применять для сельскохозяйственного машиностроения 50% инвестиционную льготу по налогу на прибыль.

Прогноз развития сельского хозяйства России

Исходя из указанных предпосылок проведены ориентировочные расчеты по двум вариантам с применением методов экономико-математического моделирования: оптимистическому и инерционному (табл. 3).

Таблица 3 – Прогноз производства продукции сельского хозяйства в 2030 г., млн. тонн

  Инерционный вариант Оптимистический вариант
Продукция сельского хозяйства,
в сопоставимых ценах в % к 2016 г.
112 136
в том числе:

продукция растениеводства

105 122
   продукция животноводства 123 154
Зерновые и зернобобовые 116,0 150,0
Сахарная свекла (фабричная) 38,0 50,0
Подсолнечник 9,2 13,7
Картофель 31,0 36,0
Овощи 20,0 22,0
Скот и птица в живом весе — всего 15,4 20,2
в том числе:

крупный рогатый скот

2,9 4,2
   свиньи 5,7 8,3
   овцы и козы 0,5 0,7
   птица 6,3 7,0
Молоко 42,6 48,0
Яйца, млрд. шт 43,0 50,0

Оптимистический вариант предполагает настройку всей системы отношений в отрасли (экономических, внешнеэкономических, земельных, организационных, социальных) на обеспечение устойчивого опережающего развития. В таких условиях могут быть достигнуты весьма значимые результаты:

— в сфере производства – выход на среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства более 3% в год (в итоге в 2030 г. к 2016 г. рост составит 1,4 раза), что обеспечит опережающее развитие по сравнению с мировым трендом;

— достижение продовольственной независимости в условиях обеспечения всех групп населения пищевыми продуктами согласно рациональным нормам питания и формирование значительного экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции и продовольствия, что позволит занять России достойное место в международном разделении труда;

— развитие глубокой переработки сельскохозяйственной продукции и наращивание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Вместе с тем, следует иметь в виду, что для этого потребуется осуществление дополнительных мер по освоению новых ниш на мировом рынке;

— развитие сельскохозяйственного производства на новой технической и технологической базе, соответствующей мировому уровню, обеспечивающее конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках;

— достижение уровня оплаты труда в отрасли в размере не менее 80-90% к его среднему значению по экономике страны;

— комплексное развитие сельских территорий, обеспечивающее как расширение сельскохозяйственного производства и формирование производственной базы для несельскохозяйственной деятельности, так и полную занятость населения. 

Развитие по инерционному варианту, при котором прирост продукции сельского хозяйства составит в 2030 г. к 2016 г. 1,1-1,2 раза, позволит решить главным образом вопрос продовольственной независимости по большинству пищевых продуктов, но не создаст условия для социально-экономического развития сельских территорий, формирования конкурентоспособного производства на мировых рынках.

Исходя из поставленных целей и задач в области агроэкономической науки необходимо сосредоточить свое внимание на:

— совершенствовании принципов трансформации сельского хозяйства с учетом его многофункциональности и мультипликативности в условиях интеграционных процессов в мировой экономике;

-формировании новой социальной парадигмы устойчивого развития сельских территорий;

— проведении комплексных исследований проблем совершенствования земельных отношений и управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве.

Всё это позволит реализовать новую актуализированную аграрную политику и соответствующую ей экономическую модель функционирования АПК.

На снимке: И. Ушачев (справа) на форуме «Российское село-2017»

Фото спецкора «Крестьянских ведомостей» Александра Рыбакова

Автор: Иван УШАЧЕВ, научный руководитель ВНИИ экономики сельского хозяйства, член Президиума РАН, академик РАН

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля