- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Скот перестает быть выгодным.

Льготы на кредитование в сельском хозяйстве есть, но в основном их получают крупные предприятия, до мелких они не доходят. Фактически 70% всех кредитов получают несколько крупных агрохолдингов. Генеральный директор медиа-группы «Крестьянские ведомости», председатель оргкомитета Ассоциации аграрных журналистов Игорь Абакумов рассказал в интервью ПРОВЭД о ситуации в мясной отрасли России.

 

– Игорь Борисович, как сегодня обстоит дело с производством мяса в России?

– У нас перепроизводство мяса птицы. И уже даже можно говорить о перепроизводстве свинины – небольшое, но есть. Пора думать об экспорте. У экспорта свинины есть свои особенности: в связи с религиозными особенностями населения его употребляют не везде. Но при хорошем маркетинге можно поставлять его и в мусульманские страны, например, в Индонезию или Турцию, поскольку там ведь есть еще и не мусульманское население. Для успешных поставок свинины нужна более тонкая настройка маркетинга.

– А что с говядиной?

– Говядина производится, и достаточно много. Например, производится мраморная говядина. Однако далеко не всякий российский житель может ее купить. Даже средний класс, например, в Москве, ее не каждую неделю покупает. Это премиум-продукт. Ее производство замышлялось в так называемые «тучные годы», когда у нас нефтяные цены шли вверх. Но реализация проекта пришлась на «тощие годы», когда упала покупательская способность. Вместо того, чтобы купить мраморную говядину, люди покупают курицу с кожицей – подешевле. Говядину стало некуда девать: она производится, а покупать некому. Быки пасутся – не резать же их – на лугах Брянской, Белгородской, Воронежской, Липецкой области. Мраморное мясо есть.

– И что же делают производители в этой ситуации?

– Производители начинают искать рынки сбыта: ОАЭ, страны Персидского залива, Япония. С одной стороны, это дает повод гордиться уровнем нашего сельского хозяйства, а с другой, вызывает вопросы: а много ли этого мяса потребляет наше население? Либо патриотический восторг следует за этим вопросом, либо глубокий экономический анализ.

– То есть для роста производства мяса нужен рынок сбыта? И только?

– Было бы, конечно, хорошо, если бы у нас лучше шли позиции в животноводстве. У нас падает поголовье скота, оно сокращается, и по этой причине не растет производство молока. С другой стороны, у нас не растет производство молока, потому что население перестает его покупать в силу того, что перестает этому молоку доверять, поскольку очень много фальсификата. Стало так много фальсификата, что люди просто перестают доверять продукту, который лежит на полке: то ли это молоко, то ли просто белый напиток. …

Полный текст читайте в «Обзоре прессы».