Ассоциация производителей адыгейского сыра заявила об угрозе исчезновения продукта с полок отечественных магазинов. На рынке России возникла юридическая коллизия: одновременно действуют два документа, противоречащие друг другу — НМПТ «Сыр Адыгейский», зарегистрированное в 2004 году Роспатентом и ГОСТ «Сыры мягкие. Технические условия».
НМПТ запрещает выпуск адыгейского сыра всем производителям России за пределами Адыгеи, а ГОСТ разрешает делать его на территории России, Армении, Киргизии, Казахстана и Узбекистана. Сложившуюся ситуацию обсудили эксперты и участники рынка на пресс-конференции «Рынок адыгейского сыра: проблемы и пути решения» в Москве.
Как отметил исполнительный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов, в последние четыре года российский рынок сыра динамично развивался. Этому способствовали существенное ослабление рубля и введенные специальные экономические меры. В результате объем импорта сыра с 2014 года сократился на 40−50%, что привело к росту внутреннего производства этого продукта на десятки процентов в год.
В то же время из-за падения доходов населения потребление сыров в стране сокращалось. Исключением стали мягкие, свежие сыры, к которым также относится адыгейский сыр. В среднем ежегодный прирост потребления в этой категории составлял около 8%. «Прежде всего потому что это продукт, имеющий короткий период созревания, что делает его доступным для потребителей», — пояснил эксперт.
Однако в 2017 году на рынке начались конфликты, связанные с правом владения торговой марки «Адыгейский сыр». Производители Адыгеи стали подавать иски в суды на компании из других регионов, производящие сыр по ГОСТу. Ряд торговых сетей ввели ограничение на продажу продукции, выпущенной не в республике. Все это, по словам Белова, привело к сокращению потребления этого вида сыра примерно на 15% до 30 тыс. т. «В этом году отрицательная динамика продолжается», — утверждает он.
В то же время предприятия Адыгеи не в состоянии закрыть потребность рынка в адыгейском сыре, считает гендиректор компании «Умалат» (производитель свежих сыров, в прошлом году — 5 тыс. т готовой продукции) Алексей Мартыненко. По его данным, республика выпускает лишь 27% от общего объема этого вида сыра. «Быстро нарастить производство в четыре раза, чтобы закрыть потребность рынка, адыгейским компаниям не под силу», — уверен он.
Основной же проблемой сложившейся ситуации является то, что производители из Адыгеи (правообладатели НМПТ) не соблюдают условия патента и практически полностью производят свою продукцию по ГОСТ и ТУ, что является недобросовестной конкуренцией. …
Полный текст читайте в «Обзоре прессы».