- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Чудо-дерево. Сколько молока в России «из-под пальмы»?

В России могут быть запущены дополнительные системы контроля качества молочной продукции. Эксперты пока видят лишь один эффект от их введения – подорожание товаров. Но снизится ли при этом количество фальсификата? И уменьшилась ли доля подделок после того, как вступили в силу другие законы, направленные на борьбу с ними?  

Вам сырок или табличку?

Закон о разделении на прилавке продуктов, сделанных из молока и из его растительных «заменителей», действует уже три месяца. «АиФ» прошёлся по магазинам, чтобы понять: помогает ли новая норма потребителю разобраться, что произведено «из коровы», а что – «из пальмы»?

Первый выбранный нами небольшой супермаркет экономкласса. На полке с молочной продукцией весь товар стоит вперемешку. Отдель­ного прилавка для продуктов с заменителями животного жира нет. Приходится внимательно присматриваться к ценникам: искать на них аббревиатуры «БЗМЖ» и «СЗМЖ», расшифровывать в уме (без заменителей молочного жира или содержит заменители молочного жира). «Почему хотя бы не расставить продукты на разные стороны полки: направо – натуральное молочное, налево – с заменителями?» – задаём вопрос. Продавцы делают вид, что не слышат. 

Следующий магазин – здорового питания. Здесь информирование более понятное: над полками, где стоят молоко и молочные продукты, висит табличка, сообщающая, что здесь представлена продукция без заменителей молочного жира. Но удобно это только для особенно внимательных покупателей – бумажку, которая находится выше уровня глаз, заметить сложно. 

Теперь отправляемся в магазин премиум-сегмента. Для молочных продуктов здесь отведены отдельные холодильники, на которых крупными буквами написано: «Продукты без заменителей молочного жира» и «Продукты с заменителями молочного жира». Беру с полки «без заменителей» сырок и читаю состав: «Молоко обезжиренное, ЗМЖ (заменитель молочного жира), яичный порошок и т. д.». Несколько соседних продуктов такие же – «растительные», а «выдают себя» за молочные. Получается, что здесь броская маркировка полок не только не помогает, но ещё и вводит покупателей в заблуждение: обещают одно, а положили на эти полки совсем другое!

И последний в нашем «инспекционном списке» – магазин класса масс-маркет, один из самых популярных в стране. Здесь вообще нет никаких обозначений – ни на ценнике, ни на прилавке, ни в чеке. На вопрос, как же так, администратор зала закатывает глаза: «Вы покупать что-то будете или так, поговорить пришли?»

С нашими выводами – что магазины не торопятся этот закон исполнять – согласны и честные производители. «Государство вроде старается бороться с фальсификатом, заставили вот писать вместо «молоко» «молокосодержащий продукт». Но вы много видели таких полок в магазине? – замечает председатель СПК «Коелгинское» Челябинской обл. Анатолий Шундеев. – Как говорил ещё Карамзин, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Лобби молокопереработчиков настолько сильное, что они блокируют или саботируют любые нормативные акты, которые касаются качества. Потому что им важна прибыль. Стоит им развести порошок с водой – прибыль уже больше. Если добавить молочный жир и белок – ещё больше! А если жиры животного происхождения – прибыли фантастические! К тому же, пока не вырастет уровень доходов населения, любые потуги государства поставить заслон фальсификату бессмысленны. Литр честного молока должен стоить минимум 70–80 руб. Всё, что дешевле, – фальсификат. Но вы вынуждены его пить, потому что ваши доходы не позволяют вам покупать более дорогую продукцию».

Полный текст читайте в «Обзоре прессы».