- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Фотокомментарий. СИА 2013. Как стать аграрной столицей планеты (2).

Московское представительство агентства Промосалон при поддержке Агентства по экономическому развитию региона Большого Парижа организовало в феврале текущего года визит в столицу Франции группы журналистов из России и СНГ. В число приглашенных попал и главный редактор «Крестьянских ведомостей». Сегодня мы завершаем публикацию его заметок из этой поездки.

— Дамы и господа! Вы все же должны понимать, что настоящий шу-крут можно съесть только в столице Эльзаса – в Страсбурге. Хотя сейчас здесь, в Париже на Международном сельскохозяйственном салоне для вас работают лучшие эльзасские повары, чтобы донести до более широкой публики истинный вкус нашего традиционного блюда. — Приблизительно так привлекал в свой ресторан парижскую публику его хозяин.

Нынешний февраль выдался в столице Франции не по сезону прохладным, — снежную крупу в двадцатых числах увидишь не часто, поэтому совсем не удивительно, что многие парижане и гости столицы, войдя в пятый павильон выставочного комплекса у Версальских ворот, где проходила вышеозначенная выставка, тут же решали выпить немного, как говорится, «для сугреву». Впрочем, «выпить» по-французски совсем не означает налить до краев большой фужер и осушить его. Даже крепкие сорокаградусные напитки французы смакуют мелкими глоточками из сорокаграммовых наперстков.

Международный сельскохозяйственный салон (СИА), посетителем которого автору этих строк довелось быть не однажды, начинался пятьдесят лет тому назад как место проведения национальных сравнительных животноводческих смотров. Для Франции, где селекционная и генетическая работа со скотом поставлена на высочайший уровень, выявление лучших животных по породам – задача государственной важности. Поэтому в пятидесятые годы 20-го столетия французское министерство сельского хозяйства свело воедино разрозненные прежде по датам и городам национальные конкурсы и сравнительные испытания и начало их понемногу финансировать. Кстати, традиция этой субсидии продолжается и посейчас, хотя сегодня в общем бюджете СИА эта сумма – триста тысяч евро – равна одному проценту.

Как рассказала директор экспозиции Хуана Морено, основу бюджета салона составляют выплаты участников и выручка от продажи входных билетов.

Дело в том, что французские регионы очень быстро оценили те возможности, которые представлял большой агропродовольственный сбор в столице. В отличие опять-таки от принятых расхожих представлений, французы довольно инертны и консервативны. Ну, вот вам такие факты: более половины населения страны никогда в Париже не бывало, — и при этом, напомним, от любой точки страны до него километров пятьсот – шестьсот, то есть семь-восемь часов езды по роскошным дорогам на автомобиле.

А зачем, собственно, — спрашивает провинциальный француз. В вашем Париже – суета, толчея. А у нас тут ну, скажем, в деревушке Шеврон, вино прекрасное, хлеб вкуснейший, мясо очень приличное, да и с друзьями в кафе посидеть спокойно можно. В завтра – рано вставать на работу…

Так вот региональные деловые и руководящие круги быстро поняли, что если достойно показать парижанам свой кулинарный Эльзас, Бретань, Пикардию или Лотарингию, продовольственным товарам из этих регионов будет проще найти дорогу на парижские прилавки. Ведь, так уж получается, что в столицах достаток жителей все же выше, чем в провинции.

Со временем представление региональных кухонь, вин, коньяков и самогонов стало одной из визитных карточек салона у Версальских ворот. То есть каждый регион представляет собственные рестораны, которые, надо сказать, забиты до отказа, хотя цены там ничуть не ниже парижских.

Интересно, что на салоне выставляют свою продукцию не только великие сорта и марки, допустим, того же сыра, ветчины, устриц, улиток, вина, ликера или абсента, но и малые и средние производители. С одним из виноделов состоялась любопытная беседа.

Узнав, что перед ним журналист из России, Жан-Кристоф Дарриет, владелец небольшого бордосского виноградника, угостил автора этих заметок рюмкой красного вина и поинтересовался, много ли россияне потребляют натуральных вин.

— Рынок потихоньку растет, — уклончиво отвечаю.

— А как в Россию пробиваться?

— Ну, не знаю. Есть объединения российских импортеров… Хотя больше мы сейчас заинтересованы в налаживании собственного производства.

— И что, у вас есть земли и подходящий климат? Я бы и экспортом занялся и винопроизводство наладить помог. Мы ведь виноделы потомственные. Еще мой дедушка на СИА золотую медаль получил!

Я пообещал Жану-Кристофу, что его намерения оглашу. Так что можно считать, обещание сдержанным.

За один день все павильоны, аллеи и переходы СИА обойти практически невозможно.

Ну, в самом деле, дети визжат, завидев в третьем павильоне милых пони и осликов: «Папа, хочу прокатиться!». А как пройти мимо коровьих рингов с трибунами на тысячу зрителей! Народу – толпы: и профессионалы, и горожане, которые, к сожалению, как и многие россияне, хотят увидеть то молочное дерево, на котором бутылки и пакеты белого напитка произрастают.

А вы когда-нибудь видели голубей мясных пород? Так вот, таковые имеются, и весят они за… два(!) килограмма. Правда, летать уже не могут.

Свиньи, козы, зайцы, кролики и даже… кошки и собаки. То есть, практически все, на что распространяется эгида французского Минсельхоза.

И все же опять-таки приходится констатировать, что главный на этом празднике живота и жизни – французский крестьянин. Хуана Морено не очень поняла, когда одна из наших журналисток настойчиво стала выяснять, намного ли больше после таких громадных смотров, репортажи с которых – на первых страницах ведущих «серьезных» газет и в главных новостях телеканалов, — французы любят своих крестьян.

— Французское общество фермеров очень сильно уважает. Ведь все понимают, кто кормит граждан, и каким тяжелым трудом это продовольствие достается.

Как отметила в своем первополосном материале влиятельная французская «Монд» («Le Monde»), скандал с кониной в сосисках и других полуфабрикатах, как ни странно, пришелся на руку отечественным фермерам. «Обыватель поднял глаза от тарелки и задумался, а что же там лежит. Так вот на Международном сельскохозяйственном салоне он может лишний раз убедиться в том, что французский крестьянин кормит его вкусной и высококачественной едой. И этим, конечно, можно и нужно гордиться».

Впрочем, уже доводилось писать о том, что СИА – это не только выставка, агрокулинарный праздник, большой деловой узел, но и яркое и очень заметное политическое событие. Начать с того, что все более-менее заметные общественные фигуры считают своим долгом среди фермеров «засветиться».

А вот нынешний президент Французской Республики Франсуа Олланд установил рекорд, проведя на выставке 10 (десять!) часов кряду. Обошел все павильоны, любопытствовал вместе с простыми посетителями. Причем не только дежурно улыбался, жал руки и раздавал туманные обещания. Он прекрасно помнит, что большая часть деревенского сословия сильно помогла его избранию, поддержав социалистические идеи равенства и социальной справедливости. Так что, будучи избранным, он обязан держать свои обещания увеличения государственной поддержки фермеров Франции. Что для европейского крестьянства чрезвычайно важно в виду серьезнейших баталий за сокращение аграрного бюджета Евросоюза, которые предстоят нынешним летом.

…Покидая павильоны парижского Международного сельскохозяйственного салона и завершая этот комментарий, невольно испытываешь зависть по поводу общественного и государственного отношения к крестьянству в Европе вообще и во Франции, в частности. И надежду, что со временем такое же сложится и в России.

Стоп! Скажет, прочитав последний абзац, внимательный читатель. А как же шу-крут?

Так вот это – традиционное эльзасское блюдо. На горке из сладкой квашеной тушенной капусты – варено-копченая свиная рулька, кусок ветчины, кровяная сосиска, эльзасская колбаска. Подается очень горячим. Обильно приправляется горчичкой. К блюду очень хорошо идет натуральное эльзасское же белое охлажденное до двенадцати градусов вино – гевюртцтреминер.

Вкуснота! Просто пальчики оближешь!