- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Обреченная дорожать? Что будет с нефтью в 2022 году и далее

В 2021 году на Западе заговорили о начале сырьевого кризиса. Именно так было истолковано повышение цен на энергоносители, хотя оно и не перекрыло (пока?) прошлый максимум. В первой половине ноября нефть марки Brent торгуется выше $82 за баррель.

Исторический максимум нефть имела летом 2008 года — стоимость барреля в июле достигла почти $145 (да и с февраля 2011 года торговалась, как правило, выше $110 за баррель — до кризиса 2014–2016 годов). Европейская и американская пресса к тому времени пестрела прогнозами скорого общего роста цен и дефицита продовольствия в мире. Однако большой мировой кризис еще только готовился. За следующие десять с лишним лет рынкам предстояло пережить немало взлетов и падений, прежде чем в 2020 году начался новый довольно резкий рост товарных цен.

Нынешние сообщения в западной прессе об ужасах «сырьевого кризиса» говорят прежде всего о состоянии экономики и правительственных финансов в ЕС, Англии и США. Новое повышение мировых цен на нефть переносится там гораздо тяжелее, чем прежние. Большими стали негативные социальные последствия. Отсюда и возросший страх западной элиты перед дальнейшим ростом цен на углеводороды. Хотя цены все еще весьма далеки от максимумов прошлого, но ожидается, что ценовой рост продолжится. Президент США Джо Байден безрезультатно [2]просил Саудовскую Аравию увеличить добычу нефти, для снижения цен, и рассчитывает лишь на снятие санкций с Ирана. Но поставки нефти последнего могут лишь притормозить рост цен. 

Позитивная волна

Повышательную ценовую динамику просто не ждали: думаю, если бы экономические аналитики в ЕС верили в новый рост цен после краха рынка в марте 2020 года, они не стали бы рекомендовать Польше и Молдавии так оформлять договора с «Газпромом», чтобы цены на газ были привязаны к ценам на спотовом рынке. Не ждали ни роста мировых цен на нефть, ни резкого повышения стоимости природного газа в Европе из-за общего энергодефицита. Между тем это помогло создать для российской экономики неплохую конъюнктуру, пусть даже при этом приходится обращать внимание на повышение инфляции.

Весь 2021 год прогнозы роста ВВП России улучшались — весной они были ниже 3%, позднее поползли вверх. К зиме нормальным стало ожидание роста ВВП в 4–5%. Согласно базовому варианту прогноза [3] Минэкономразвития, темп роста ВВП в этом году составит 4,2%. Международное рейтинговое агентство Moody’s в начале ноября повысило [4] свой прогноз роста ВВП России на 2021 год до 4,8% с ожидавшихся ранее 2,3%.

Внешнеторговый оборот страны за неполные десять месяцев 2021 года составил [5] около $570 млрд — фактически это уровень 2020-го, хотя размер показателя по итогам года способен превысить и результаты 2014-го. Это будет уже серьезный рекорд, открывающий перспективу нового роста товарооборота. В связи с этим, думаю, рост ВВП в 2022 году может превысить и 5% при столь рекордных показателях товарооборота, несмотря на заниженный, на мой взгляд, прогноз того же Moody’s в 2,2% ВВП в будущем году. В пользу РФ говорит мировая ценовая динамика.

Абсолютно разные прогнозы

В октябре президент России Владимир Путин назвал «вполне возможным» достижение цены барреля нефти в $100. Также появились и более смелые прогнозы на 2022 год. Специалисты Bank of America ожидают [6] стремительного подорожания нефти и нефтепродуктов в первой половине 2022 года. Покупательская активность, по их мнению, поднимет к лету стоимость барреля до $120. По оценке отечественного Института нового общества, следует ожидать длительного восхождения цен. После отметки в $100 последует прохождение в 2022 году пика в $125 (вершина 2011 года) и даже выход за максимум 2008 года.

А вот Управление энергетической информации США видит перспективу совершенно иной. По их мнению [7], в 2022 году произойдет снижение цен на нефть марки Brent до $72 за баррель. Еще жестче настроены эксперты швейцарского банка Julius Baer. Они прогнозируют [8] стабилизацию цен на нефть ближе к концу 2022 года в районе $60 за баррель. В подобных прогнозах видится большой интерес к тому, чтобы переломить повышательную тенденцию на рынках.

Некогда психотерапевт Зигмунд Фрейд выступал против лечения внушением, широко практикуемого его коллегами. Он считал этот метод бесполезным самообманом. Ныне, как мне кажется, с помощью внушения пытаются управлять рынками, полагая, что главное в них — настроение игроков, их впечатления, а не объективные предпосылки. Американские власти не раз в 2021 году показывали свою большую заинтересованность в снижении цен на нефть, но при этом стоит помнить об их органической связи с нулевой ставкой ФРС и разросшимся правительственным долгом США.

Мировые цены по формуле из «Капитала»

Так чем же определяется перспектива цен на углеводороды?

Во-первых, следует оговориться: возможности ценовой коррекции на рынке в 2022 году нельзя исключать. Во-вторых, источник роста цен на нефть един и для общего роста цен в мире, например, на продукты питания. И одна из причин — в денежной массе, она слишком возросла и продолжает увеличиваться благодаря сверхнизким ключевым ставкам центральных банков Запада — ФРС в США, Банка Англии и Европейского центрального банка (ЕЦБ). Ставка Банка Японии вообще отрицательная: –0,1%.

Когда в 2008 году начался глобальный кризис, резко возрос интерес к работе Карла Маркса «Капитал». Ее вновь переиздавали, интерпретировали и бурно обсуждали. Вспомню одну имеющую отношение к современной инфляции формулу из работы классика политической экономии: сумма цен товаров, нашедших конечное потребление, равняется массе денег в обращении, помноженной на скорость их обращения. Если считать, что объем проданной продукции мало изменился, а скорость обращения оставить за скобками, то получится, что цена товаров увеличилась по причине увеличения денежной массы. И увеличивали ее более всего на Западе.

И хотя Федрезерв взял курс на ужесточение монетарной политики, но поскольку «денежный кран» не закрыт, следует ожидать подпитки нефтяного рынка. Потому Байден и хотел бы вызвать на нем перепроизводство — США не могут поднять ставку выше 10% для снижения инфляции, как они могли это сделать, например, в сходной ситуации большого кризиса 1973–1982 годов. В 1981 году ставка составила 16,38%. Для страны с долгом выше $28 трлн такая ставка означала бы необходимость выплачивать по нему $4,59 трлн одних только процентов, а это примерно вся доходная часть бюджета США. Соответственно, значительное повышение ставки означает для США дефолт. Нулевая или очень низкая ставка — инфляция для всего мира, рост цен на нефть. При этом если США вдруг решат поднять ставку до нормального уровня (3–7%), то обрушится фондовый рынок.

Из этого следует, что мировые цены на нефть обречены на рост.

Нефть в 2022 году

Создать на рынках ситуацию товарного избытка, особенно перепроизводства нефти и природного газа, по всей видимости, США и их западные партнеры не смогут. На нефть могут негативно повлиять политические и военные факторы, такие как новые острые локальные конфликты. Проблемой остается все еще слабая устойчивость экономического роста в мире. ФРС едва ли допустит новое падение на фондовом рынке (именно против него нужны нулевые ставки), а значит, денежная политика этого «центробанка центробанков» будет и далее подпитывать рост мировых цен. Возможность сбоя этого курса — фактор пока незначительный. Следовательно, стоимость черного золота в 2022 году должна продолжить подниматься.

Вероятно, отметка в $100 за баррель будет пройдена еще в первом квартале 2022 года. Во втором квартале нефть может подорожать до $110–115. Есть вероятность и большего: выход на $125 за баррель к третьему кварталу. Летом на рынках может наступить затишье, если только не утвердится ожидание еще большего роста цен на углеводороды. В этом случае «осенний» рост воплотится еще до осени, как это в текущем году случилось с ценами на зерно. При таком сценарии во второй половине 2022 года цена на нефть может подняться до $130 за баррель — это только на ожидании дальнейшего ценового взлета, основанного на осознании установившейся тенденции.

Думаю, максимум 2008 года не является чем-то заоблачным, вот только выход на уровень в $145 за баррель, вероятно, произойдет уже не в 2022 году (хотя и полностью этого исключать не следует). С этого самого момента, по большому счету, начнется новая история мировых цен на нефть. А расти им предстоит еще долго. Это и войдет в историю как новая длинная повышательная волна экономической конъюнктуры по Николаю Кондратьеву (основоположник теории большой цикличности: чередование приблизительно двадцатилетних волн повышательной и понижательной конъюнктуры относительно высоких и низких цен на сырье и продовольственные товары), робкое зарождение которой наблюдает мир сейчас.  

Однако не стоит забывать, что цены на нефть — это вопрос не только экономический, но и политический. На Западе многие мечтают, чтобы сбылись негативные прогнозы и цены в 2022 году упали. Они вспоминают кризис 1973–1982 годов, видимо, забывая, что цены на нефть после него упали во многом под давлением высокой ставки ФРС — то есть дорогих денег. А если доллары дешевеют как сейчас, если ставки близки к нулю, то дорожать в мире должны товары. Первейший товар — нефть.