- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Морковка, COVID и инфляция: главные заявления форума «Россия зовет!»

В Москве проходит инвестфорум «ВТБ Капитала» «Россия зовет!». По традиции в первый день на нем выступил Владимир Путин. О чем говорили и спорили участники форума — в обзоре РБК

Владимир Путин, президент России

О демографической проблеме [1]

«Эта проблема приобрела системообразующий экономический характер в связи с отсутствием нужного количества рабочих рук на рынке труда. <…> Потери составляют примерно 1,1–1,2 п.п. в год. И по гуманитарным соображениям, и с точки зрения укрепления нашей государственности, и по экономическим соображениям решение демографической проблемы — одно из главных».

О красной линии по Украине

«Если на территории Украины возникнут какие-то комплексы ударные, подлетное время до Москвы будет 7–10 минут, а при размещении гиперзвукового оружия — 5 минут. А нам что делать? Мы тогда должны будем создать что-то подобное в отношении тех, кто нам этим угрожает. А мы можем это сделать уже сейчас. Мы сейчас испытали гиперзвуковую ракету морского базирования со скоростью 9 Мах, с начала года она будет у нас на вооружении. Подлетное время до тех, кто отдает такие приказы, тоже будет 5 минут. Создание таких угроз для нас и есть красная линия».

О возможности переизбрания [2]

«В соответствии с Конституцией я имею право избираться на новый срок. Буду я это делать или нет, я пока сам для себя еще не решил. Но само наличие этого права уже стабилизирует внутриполитическую ситуацию».

О страховании инвестиций в акции [3]

«На фондовом рынке неизбежны конъюнктурные колебания и спады. <…> Нужно защитить интересы граждан и гарантировать их сбережения. По сути, речь идет о механизме, аналогичном системе страхования банковских вкладов. Это решение также прошу проработать, знаю, что в целом правительство относится к этому позитивно, думает над этим и в принципе наработки уже есть».

Антон Силуанов, министр финансов

О бюджете и денежно-кредитной политике [4]

«Формула устойчивости нашей экономики, влияния на бюджет должна заключаться в том, что бюджет должен быть сбалансирован, даже умеренно жестким, но денежно-кредитная политика должна быть более-менее мягкой, адекватной. Я имею в виду наиболее оптимальный для нас вариант, потому что мы из бюджета не можем всем секторам помогать, всем субсидировать высокие процентные ставки, если будет и мягкая бюджетная политика, и мягкая денежно-кредитная политика. Умеренная жесткость бюджета, сбалансированность бюджета и низкие ставки — вот все, что нужно для того, чтобы развивать экономику, стимулировать бизнес не путем раздачи денег из бюджета, а путем дешевого кредита».

О возможности временно снизить НДС для борьбы с инфляцией [5]

«У нас нет ничего более временного, чем постоянное. Такие временные меры принимать для снижения инфляции не совсем правильно, у нас есть другие инструменты для решения этой проблемы как на стороне денежно-кредитной политики, так и на стороне бюджета. Мы сколько раз снижали налоги и видели, что преимущество получали от этого в первую очередь производители тех или иных секторов экономики. Поэтому как инструмент снижения цен снижение налогов, я не думаю, что это хороший путь. Но для поддержки наших производителей — это хорошо было бы».

Об инвестициях от металлургов

«Мы очень много взаимодействовали в этом году с металлургами при изменении налогового законодательства. Все говорили, что у них целый инвестиционный портфель подготовлен: «только давайте договоримся о таких условиях налогообложения — и мы пойдем вкладывать». Посмотрим сейчас. Цены действительно немаленькие на продукцию, финпоток значительный. Ждем инвестиций».

Вопрос увеличения налоговой нагрузки для металлургических компаний и производителей удобрений власти начали обсуждать после резкого роста цен на металл и удобрения в конце прошлого — первой половине текущего года. В мае первый вице-премьер Андрей Белоусов заявлял, что вследствие роста мировых и внутрироссийских цен металлурги резко увеличили доходы и «нахлобучили» государство, в первую очередь за счет увеличения стоимости госконтрактов, примерно на 100 млрд руб. Спустя месяц правительство объявило о введении с 1 августа и до конца года временных экспортных пошлин на сталь и цветные металлы. Одновременно власти продолжили рассматривать варианты постоянного механизма пополнения бюджета. В сентябре правительство одобрило [6] акциз на сталь и изменение в расчете НДПИ для металлургов.

О «Роснано» [7]

«Сейчас идет перезагрузка: пришли новые люди в управление, сформировался новый совет директоров. Компания сейчас работает с теми активами, которые есть, осуществляет реструктуризацию той работы, которая проводилась в последнее время. Те обязательства, которые обеспечены государственными гарантиями, будут выполняться. <…> Уверен, будут компромиссы, устраивающие все стороны».

Вечером 19 ноября Мосбиржа остановила торги выпусками облигаций госкорпорации «Роснано» на сумму более 70 млрд руб. по предписанию Банка России. Как объяснили [8] РБК в Центробанке, это было связано с тем, что регулятор узнал об переговорах «Роснано» с кредиторами относительно реструктуризации своего долга, что создавало риск инсайдерской торговли на бирже. Сама госкорпорация, в свою очередь, заявила [9], что обсуждает возможные сценарии реструктуризации долгов с кредиторами, чтобы «избежать наиболее негативных сценариев», так как накопленный «непропорциональный долг» и текущая финансовая модель компании «требуют корректировок». Позднее Минфин сообщил [10], что правительство прорабатывает варианты повышения эффективности «Роснано», указав, что ни один из них не будет связан с невыполнением долговых обязательств, обеспеченных государственными гарантиями, — таких бумаг у госкорпорации, по данным Fitch, порядка 75%.

Максим Орешкин, помощник президента

О трех сценариях с новым штаммом коронавируса [11]

«Новый штамм повысил неопределенность на рынках. Мы видим, что все о нем сейчас говорят, мы видим, котировки падают, повышаются. <…> Есть три базовых сценария, что сейчас может произойти с новым штаммом. <…> Для экономической политики важно не гадать, какой сценарий реализуется, важно быть готовым к любому из сценариев», — резюмировал помощник президента.

  • Первый сценарий — негативный: «Это в том случае, если вирус будет распространяться быстрее, если тяжесть заболевания останется высокой и при этом он сможет обходить существующие вакцины, существующие тесты. Это самый негативный сценарий. Он, конечно же, всю историю с коронавирусом во многом может запустить по новой».
  • Второй сценарий — «ложная тревога»: «Между буквами дельта и омикрон в греческом алфавите много других букв — различные другие штаммы получали такие названия, несли определенные риски, но о них мы быстро забывали».
  • Третий сценарий — позитивный: «Если тяжесть заболевания будет не очень высокая, а вирус при этом будет распространяться быстро. <…> При таком сценарии новый штамм может вытеснить «дельту» из популяции, но при этом тяжесть заболевания будет меньше».

Максим Решетников, министр экономического развития

О финансировании проектов из ФНБ

«Понятно, что при подходе к ФНБ — это дилемма — копить на худшие времена или попытаться все-таки, чтобы этих худших времен не допустить. <…> И это зависит от того потока проектов, готовых к финансированию, потому что под лозунгом развития мы уже видим, что некоторые ведомства приносят по факту убыточные проекты и пытаются закрыть убытки текущей деятельности. Здесь достаточно жесткое приходится делать сито, чтобы в целом не подорвать доверие к институту инвестирования средств ФНБ, потому что там тоже деньги возвратные. Но в конечном счете все будет зависеть от скорости запуска проектов».

О росте зарплат [12]

«Наибольший рост заработных плат идет в отраслях, где было больше всего мигрантов и, соответственно, больше всего ощущается дефицит рабочей силы. Но там же [ранее] были самые низкие заработные платы — это сельское хозяйство, строительство и т.д. Там идет ощутимый рост заработных плат».

Эльвира Набиуллина, глава ЦБ

Об инфляции [13]

«Мы намерены проводить ту политику, которая позволит вернуть инфляцию к цели — к 4%, мы рассчитываем, что это произойдет к концу следующего года».

О повышенных ставках депозитов для бедных [14]

«Ставка выше рыночной может быть обеспечена за счет прибыли самих банков, которая достаточно большая. Мы посмотрели стоимость привлечения пассивов для банков со стороны физических лиц, она сейчас меньше 3%. Учитывая, какие сейчас ставки по розничным кредитам, здесь мы не думаем, что будут убытки по операциям с клиентами — физическими лицами у банков. Второй вариант — субсидирование правительством за счет повышения отчислений по дивидендам со стороны тех же банков».

ЦБ озвучил [15] предложение создать специальные вклады для малообеспеченных россиян 24 ноября. Зампред Банка России Ольга Полякова отмечала, что подобный депозит у человека должен быть только один, его сумма будет ограниченна, а процентную ставку привяжут либо к ключевой ставке ЦБ, либо к уровню инфляции.

О ситуации с «Роснано»

«Никаких рисков финансовой стабильности абсолютно нет. <…> Конечно, мониторим торги, пока отклонения от рыночных цен не видим. Мы при этом исходим из заявления Минфина о том, что все обязательства, гарантированные государством, будут исполнены».

Как Дерипаска и Набиуллина поспорили о кредитах для бизнеса

Олег Дерипаска, бизнесмен, основатель UC Rusal

«Я все время слышу, [дорожают] морковка, яйца, картошка. Ну давайте дадим предложение, денежные средства по доступным ставкам. Вас же завалят этим. <…> Давайте дадим более мягкие условия регионам Сибири и Дальнего Востока. У нас там 40% мирового спроса, а мы там ничего предложить не можем, и денег нет».

Эльвира Набиуллина, глава ЦБ

«Безусловно, политика должна быть направлена и на рост предложения, здесь спора нет. Просто инструментарий ДКП — это то, что влияет все-таки на спрос. <…> Кредит, безусловно, важен для расширения производства. И здесь важен длинный кредит. <…> Если мы посмотрим, как формируются ставки по длинным кредитам, то они зависят не столько от того, какую мы установили ключевую ставку, а от ожиданий банков, финансовых рынков, какая будет инфляция в перспективе 5–7–10 лет. Они в ставку по длинным кредитам закладывают премию по инфляции. Если они видят, что ЦБ не борется с инфляцией, то длинные ставки выше».

Андрей Костин, глава ВТБ

О главных вызовах 2022 года [16]

«Главный вызов — стабилизация инфляции без избыточного охлаждения экономики. Это вызов и для центральных банков во всем мире. Более долгосрочные вызовы связаны с адаптацией российской экономики к энергопереходу, необходимостью решать демографические проблемы и обеспечивать наличие в стране ключевых передовых технологий. Здесь два риска: отставание в развитии ключевых технологий и исключение из периметра торговли ключевыми компонентами. Главная возможность — занять новые ниши, когда мир стремится диверсифицировать производственные и транспортные цепочки, а также найти географии со стабильными условиями ведения бизнеса, в том числе хорошо обеспеченные энергоресурсами по приемлемым ценам».

О «стальной» Эльвире Набиуллиной и ключевой ставке [17]

«Мы считаем так, как считает Эльвира Сахипзадовна. Женщина стальная, как Тэтчер: сказала — сделала. Мы считаем, что [ставка] повысится. Мы считаем, что 8,5%, надеемся, что это предел будет».

Юрий Соловьев, зампред правления ВТБ

Об ESG-факторах [18]

«Прежде всего я хотел бы отметить резкое ускорение технологической трансформации, переход торговли в онлайн, появление цифровых валют. Мы работаем и учимся в удаленном режиме. <…> Факторы устойчивого развития выходят на первый план политической и экономической повестки сегодняшнего дня».

Анатолий Печатников, зампред правления ВТБ

О росте рынка депозитов [19]

«Рынок депозитов физлиц вырастет на 6% после двухлетнего снижения. Рост будет обусловлен прежде всего увеличением приблизительно на 10% объема рублевых вкладов при снижении портфеля валютных депозитов. <…> Всего на счетах в российских банках по итогам года, по прогнозам ВТБ, будет храниться порядка 14,5 трлн руб. Аналогичного объема впервые достигнет портфель инвестиционных вложений физлиц, увеличившись примерно на 30% по сравнению с итогами 2021 года».

О розничных кредитах [20]

«В этом году рынок розничного кредитования в России покажет рекордные результаты за всю историю — объем портфеля превысит 25 трлн руб. <…> Наибольшую долю в общем объеме кредитного портфеля физлиц на рынке по итогам текущего года будут занимать ипотека и кредиты наличными. Объем портфеля жилищных кредитов превысит 12,6 трлн руб. (с учетом цессии и секьюритизации), кредитов наличными — 9,8 трлн руб.».

Олег Панкратов, гендиректор «ВТБ Инфраструктурный холдинг»

Об инфраструктурных инвестициях

«Если смотреть по всему миру, то потребности в инфраструктуре в ближайшие 20 лет составляют $80 трлн. Если смотреть на Россию, то, по оценкам, для достижения национальных целей в ближайшее время понадобится инвестировать порядка 4 трлн руб. дополнительных инвестиций в инфраструктуру. Это рост на 70%. Это беспрецедентные объемы».

Деннис Дебуше, основатель и президент аналитической компании 22V Research

О борьбе с бедностью при помощи инвестиций [21]

«Доступность инвестиций, демократизация этого рынка и отсюда решение проблемы бедности должны быть следствием долгосрочного подхода к выбору активов. Весь мир имеет доступ к различным активам. И, если люди выбирают их корректно и держат долгое время, это правильный путь. Если же инвестиции становятся просто способом азартной игры, то можно добиться обратного эффекта. И тогда есть вероятность, напротив, повысить уровень бедности».

Татьяна Бакальчук, гендиректор Wildberries

О дорогих покупках на фоне инфляции [22]

«Мы видим, что у нас очень сильно растет потребление шуб, холодильников, стиральных машин, ювелирных изделий. Такая противоречивая динамика. То есть, с одной стороны, [на] то, что потребляется каждодневно, цены падают, а с другой стороны, люди вкладывают все сбережения в то, что они привыкли считать надежным вложением».