- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Путин согласовал квоты на вывоз угля из Хакасии, Бурятии и Тувы

Президент согласился закрепить дополнительный вывоз 9 млн т угля из Хакасии, Бурятии и Тувы. Экспорт из этих регионов упал почти вдвое из-за роста добычи в Якутии, а работающие там СУЭК и «Коулстар» могли недополучить $1 млрд

Президент Владимир Путин согласился «закрепить в приоритетном порядке» дополнительный вывоз 9 млн т угольных грузов по железной дороге в восточном направлении из Хакасии, Бурятии и Тувы в 2022 году.

Это следует из письма его помощника Игоря Левитина от 24 декабря 2021 года со ссылкой на предложение правительства. На этом документе Путин поставил росчерк: «Согласен». У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник среди крупных грузоотправителей-клиентов РЖД.

Письмо о необходимости обеспечить приоритетный вывоз угля из этих трех регионов Путину еще 9 декабря направил первый вице-премьер Андрей Белоусов (у РБК есть копия). Он предлагал поручить РЖД вывезти из Хакасии и Бурятии в этом году в общей сложности около 18 млн т угля (по 9 млн т из каждой республики, в квоту Хакасии входит 0,4 млн т поставок угля из Тувы). Подобный механизм уже несколько лет действует для Кузбасса: региону в 2021 году гарантирован вывоз 53 млн т угля к портам Дальнего Востока, а в 2022 — 58 млн т (+5 млн т).

«Мы традиционно не комментируем служебную переписку», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. РБК направил запросы представителям первого вице-премьера Андрея Белоусова и «Российских железных дорог» (РЖД).

Зачем регионам понадобились квоты на вывоз угля

Предложенные к гарантированному вывозу 18 млн т угля — это среднегодовые показатели его экспорта из Бурятии и Хакасии в 2018-2020 годах, следует из письма Белоусова. В 2020 году из Хакасии РЖД вывезли на экспорт в порты Дальнего Востока 11,5 млн т угля, а из Бурятии — 9,8 млн т. Но в 2021 году погрузка угля по «Транссибу» и БАМу из этих двух регионов сократилась на 40-60%. По оперативным данным, в 2021 году Бурятия вывезла на восток 5,9 млн т угля, Хакасия — 5 млн т, сообщил РБК представитель РЖД.

Основным производителем угля в Бурятии и Хакасии является СУЭК Андрея Мельниченко, ежегодно добывающего в России более 100 млн т угля (в 2020 году добыча угля компании снизилась на 5%, до 101,2 млн т, итоги 2021 года пока не объявлены). В Хакасии еще около 3 млн т угля в год добывает «Коулстар» Эдуарда Худайнатова. В Туве, сильно уступающей соседям по объему добычи, этим бизнесом занимается Тувинская горнорудная компания.

В 2021 году РЖД не вывезли более 10 млн т из Хакасии и Бурятии, что для угольных компаний (СУЭКа и «Колустара») может стать упущенной выгодой в размере более $1 млрд, учитывая среднюю цену энергетического угля за год на уровне $109 за т, подсчитал управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Это привело к потерям и для региональных бюджетов, пишет Левитин в письме Путину.

Гендиректор СУЭКа Степан Солженицын ранее призывал [1] власти разработать недискриминационный алгоритм вывоза грузов. «От отсутствия такого прозрачного механизма распределения квот на вывоз грузов страдает, например, Бурятия, которой сократили квоты на 75%», — отмечал он. Представители СУЭКа и «Коулстар» отказались от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы правительств Бурятии, Хакасии, Тувы и Тувинской горнорудной компании.

Из-за чего два региона лишились части экспорта

Падение экспорта из Бурятии и Хакасии на более чем 10 млн т произошло из-за роста объемов вывоза угля из Якутии — в первую очередь, с Эльгинского месторождения, принадлежащего «А-Проперти» Альберта Авдоляна. «Дополнительную загрузку восточных участков БАМа в прошлом году обеспечила активизация новых угольных предприятий, работающих, в основном, в Якутии: например, при среднегодовом показателе погрузки данного региона в 8,9 млн за период 2018-2020 годы, в 2021 году объемы выросли до 21,2 млн т», — отмечает представитель РЖД.

«Эльгауголь», которая в апреле 2020 года перешла под контроль компании Авдоляна, в первом полугодии прошлого года увеличила [2] добычу на 300%, до 7,5 млн т, а по итогам года планировала ее довести до 18 млн т (против 7 млн т в 2020 году). Объем добычи угля в Якутии по итогам 2021 года может вырасти в полтора раза, с 20,1 млн т до 30 млн т, что станет рекордом для республики, отмечал министр промышленности и геологии республики Максим Терещенко.

«Только в этом году у нас по восточному направлению поехало 6 млн т якутского угля. В прошлом году, в первом полугодии, это было 0,5 млн т, — говорил [3] Белоусов в июле 2021 года. — Вот этот прирост на 6 млн т при фактическом отсутствии роста провозных возможностей РЖД кого-то должен был выбить». Он тогда указывал, что вместе с региональными чиновниками «буквально в ручном режиме» решается вопрос, как вывезти недостающие объемы.

Для решения проблемы с вывозом якутского угля Авдолян предложил [4] построить частную железную дорогу от Эльгинского месторождения до Охотского моря Эльга — Чумикан и порта. Но при этом он попросил РЖД о пятилетнем договоре на вывоз 30 млн т сырья по существующей инфраструктуре — на время строительства дороги. В РЖД и правительстве пока не принято окончательного решения по этому проекту. РБК направил запрос представителю «А-Проперти».

При каком условии вывоз угля будет гарантирован

По данным РЖД, перевозки угля на Восточном полигоне («Транссиб» и БАМ) в прошлом году в целом выросли на 0,3 млн т, до 101,2 млн т. По магистрали также было перевезено еще 44 млн т грузов, имеющих более высокий приоритет, — в том числе, нефтепродукты, удобрения, зерно и контейнеры.

Белоусов в письме Путину от 9 декабря называет выделение квот для Хакасии, Бурятии и Тувы «обоснованным» решением в связи с планируемым увеличением провозной способности БАМа и «Транссиба» в 2022 году на 14 млн т, до 158 млн т. Практически весь прирост пропускной способности Восточного полигона будет отдан на перевозку угля на экспорт из четырех регионов (5 млн т из Кузбасса плюс 9 млн т из Хакасии, Бурятии и Тувы), отмечает Левитин в письме, отправленном на две недели позже. Вывоз из этих регионов станет более приоритетным по сравнению с остальными грузами из других регионов Сибири и Дальнего Востока (включая Якутию), добавляет он. Доля угля в экспорте по Восточному полигону увеличится с нынешних 70% до примерно 75%.

Одновременно Левитин предложил поручить правительству «увязать» обеспечение в 2022 году гарантированного вывоза угля на экспорт в восточном направлении из Хакасии и Бурятии со сроками и мероприятиями, связанными с развитием Транссиба и БАМа. В случае необходимости объем экспорта должен корректироваться и предоставляться соответствующий доклад на правкомиссии по транспорту 1 июля и 30 декабря, говорится в письме чиновника. Уже 30 декабря Белоусов разослал поручение в РЖД, Минтранс, Минэнерго и ФАС (у РБК есть копия), в котором говорится о необходимости увязки вывоза угля с увеличением пропускной способности Восточного полигона.

Как откладывалось расширение Восточного полигона

Сроки модернизации и расширения провозных возможностей БАМа и Транссиба неоднократно сдвигались. Счетная палата заявляла, что вместо 11 разъездов и 78 км дополнительных путей по итогам 2018 года года был принят лишь один объект. В 2019 и 2020 годах инвестиции были освоены не полностью из-за проблем с подрядчиками и кадрами. Летом 2021 года президент Владимир Путин поручил [5] правительству и РЖД найти виновных. В ноябре был арестован [6] Юрий Рейльян, экс-владелец одного из крупнейших подрядчиков РЖД — «Спецтрансстроя». Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере.