- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Когда уйдет министр и его команда

Высший и средний состав МСХ РФ избегает прямых встреч с агробизнесом, ограничиваясь закрытыми совещаниями с «узким кругом» и краткими сообщениями на zoom-конференциях. Это поведение провоцирует циркуляцию слухов о возможной отставке Дмитрия Патрушева и его команды, невзирая на заверения обитателей здания в Орликовом переулке, что МСХ работает в режиме 24х7.

Вакуум публичности МСХ РФ заполняется активными комментаторами аграрных комитетов ГД РФ и СФ РФ. Депутаты все чаще берут инициативу встреч с агробизнесом, селекционерами, переработчиками и ритейлом. И на этих встречах вес громче и конкретнее звучат претензии бизнеса к ведомствам, влияющим на повседневную жизнь сельских жителей и производств, на которых они работают.

Суть претензий: нас не слышат — это раз. Решения не профессиональны — это два. Достаточные обстоятельства для смены персон и парадигмы управления АПК, если всерьез выполнять указания Президента РФ об обеспечении продовольственной безопасности в условиях санкций «недружественных государств».

Пример – рыбная отрасль Крыма. Черноморский флот распорядился запретить выход в море, погранслужба не дает разрешений на выход судов любого размера. С 20 февраля рыбаки расставили 7 тысяч сетей на камбалу. Там улов. Если сети не перебрать, снасти погибнут вместе с уловом, пострадают нерестилища. Владельцы устричных ферм в таком же положении. Работники кефалеподъемных заводов остались без дохода, а другой работы нет. Рыбоперерабатывающие заводы встали. Даже бизнес ловцов креветок, которые ходят пешком до глубины полтора метра, под запретом.

Так военные распорядились доходами десятков тысяч семей на сельских территориях. Эти предприниматели исправно платят налоги в местные бюджеты, на эти налоги содержат школы, детские сады, коммунальные службы. И вот теперь этих налогов уже месяц нет. Причем военные ни приказов, ни распоряжений в письменном виде не дают, потому местная власть и сами рыбаки не могут официально требовать компенсации от государства.

В таких обстоятельствах МСХ РФ говорит, что это дело Федерального агентства по рыболовству. Агентство говорит, что ничего не может против военных, но даст рыбакам на всех 50 миллионов рублей компенсации. Однако, проблемы безработицы остаются сельским территориям, что возвращает ситуацию к МСХ РФ. Орликову переулку придется гасить возможный социальный взрыв в сельской местности, но тамошние «аналитики» этого не либо не понимают, либо находятся в поиске новой работы. И то, и другое – показатель уровня компетентности управления АПК.

Прошло выездное совещание аграрного комитета ГД РФ по селекции и семеноводству овощей. Депутатский корпус представляла зампред комитета  Надежда Школкина. Минсельхоз героически отсутствовал. Селекционеры говорили то, что должны были бы слушать два министра – сельского хозяйства с одной стороны, и науки и образования – с другой. Селекция растащена между двумя ведомствами. Господдержки селекции нет. Отечественные сорта занимают лишь 20 процентов нашего рынка. При этом государство занимается бесконечными поборами с российских селекционеров и создает условия для распространения зарубежных сортов. Вопрос звучал назревший: членам правительства и федеральных ведомств пора персонально отвечать за компрадорскую политику. Простыми словами, за предательство интересов отечественного АПК.

Если пройтись по зерновой отрасли, по машиностроению, по сельхозхимии, по кормовым добавкам – список основательных претензий к государственным органам и персонам получится очень длинный. С своей стороны этот список дополнят мелкотоварные производители продовольствия, которых нынешняя аграрная политика вообще не видит в упор, но которые требуют вернуть им права торговать в удобных для них местах без налогов и арендной платы. Кому мешает бабушка с пучками редиски или фермерский молоковоз в городском дворе? Если мешает, пусть этот чиновник громко назовет имя, фамилию и должность – страна должна знать не только своих героев, но и своих идиотов. К слову, фермеры Франции имеют право торговать на бульварах Парижа два дня в неделю без аренды и налогов.

Минсельхоз России должен отвечать за все продовольствие – от поля до тарелки. Это должно быть самое влиятельное ведомство в стране после министерства обороны. В таком случае все производство и торговля продовольствием будут под единым контролем. Все, что ходит, плавает, летает и растет должно быть в одном ведомстве. Только тогда продовольственная безопасность – а это, прежде всего, доступность продовольствия – будет осязаема и понятна. Только вот даже поставить такой вопрос – Бог ума не дает. Потому и ходят слухи о возможной отставке министерской команды. Только, боюсь, это скорее мечта, чем намерения.