- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Когда нужно менять и проверять квартирные счетчики

«Забывчивость» при эксплуатации домашних приборов учета может обернуться дополнительными расходами

15:00  Автор: Евгения Филиппова [1]

 
© Игорь Самохвалов/ПГ

Поставить общедомовые счетчики воды и газа в домах, где капремонт запланирован позже чем через три года, предлагают, не дожидаясь срока. Такой законопроект [2] Госдума планирует рассмотреть в осеннюю сессию во втором чтении. Общедомовыми приборами учета заведует управляющая компания. А, например, индивидуальные счетчики воды — это ответственность владельцев квартир. И если они вовремя не вызовут специалиста для поверки прибора, им придется платить за ресурс исходя из норматива с повышающим коэффициентом. Как проверить, когда пора менять счетчик и не попасться на уловки компаний, навязывающих свои услуги, разбиралась «Парламентская газета».

Приборы учета электроэнергии должны быть «умными»

Сейчас по Закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», если в доме запланирован капитальный ремонт, поставить общедомовые счетчики на тепло, электричество, иные ресурсы можно только в рамках программы капремонта, рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов [3]. «Однако и жителей, и нас не устраивает, что такая замена может произойти как в 2023-м, так и в 2033 году. Одним нужно подождать всего год, а другим — десять лет. Естественно, ни о какой энергоэффективности и энергосбережении в данном случае речи быть не может», — отметил он.

Поэтому депутат вместе с коллегами — главой Комитета по энергетике Павлом Завальным [4] и первым зампредом Комитета по строительству и ЖКХ Павлом Качкаевым [5] внес в Госдуму законопроект, по которому исключение по оснащению счетчиками будет действовать только для домов, капремонт в которых запланирован в ближайшие три года. «А если позже — можно будет смело обращаться в уполномоченные организации без оглядки на программу капремонта», — сказал Пахомов. Документ уже приняли в первом чтении и планируют рассмотреть во втором в осеннюю сессию.

Также в многоквартирных домах должны ставить индивидуальные счетчики электроэнергии — с 1 июня 2020 года этим обязаны заниматься компании-поставщики. Причем начиная с этого года в их сфере деятельности монтаж  «умных» счетчиков, которые автоматически передают показания в ресурсоснабжающую организацию, отправляют сигналы о сбоях в системе и попытках вмешаться в работу приборов, а также ограничивают услугу, если для этого есть основания, например, когда потребитель не платит за электричество.  

По правилам функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденным Правительством, новый прибор должны установить, когда старый сломался, закончился срок его эксплуатации или счетчика вообще не было. Жильцы не должны платить ни за установку, ни за поверку. Единственное, что они должны сделать, — допустить работника компании, чтобы он провел поверку, когда подойдет срок: обычно раз в восемь или шестнадцать лет в зависимости от модели. Если этого не сделать в течение трех месяцев, которые отводятся на процедуру, стоимость электричества начнут начислять по нормативу с применением повышающего коэффициента, говорится на сайте Правительства Московской области.

Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, принятым в прошлом году, компании, которые не станут устанавливать и менять счетчики, должны будут уплатить штраф 50-100 тысяч рублей, а их должностные лица — 20-30 тысяч. Правда, такие санкции начнут применять только с 1 января 2024 года.

Без счетчиков воды — повышенная оплата

Счетчики воды потребители ставят за свой счет. Прибор можно установить самостоятельно или пригласить сантехника. После этого надо обратиться в управляющую домом организацию, чтобы его опломбировали и выписали акт допуска в эксплуатацию, говорится в памятке для потребителей, подготовленной Роспотребнадзором. За услугу могут взять плату, но настаивать на том, чтобы счетчик устанавливала конкретная «своя» компания, не имеют права. О таких фактах можно сообщить руководству УК или в контролирующие органы.

После установки надо периодически проводить поверку счетчика. Эта обязанность установлена Законом «Об обеспечении единства измерений». Услуга платная. Сумма зависит от расценок компании, которую выберет потребитель. Для поверки разрешается вызвать специалиста из любой организации, у которой есть аккредитация. Проверить, есть ли у нее допуск, можно на сайте Росаккредитации [7], введя ее ИНН или название. Получив свидетельство о поверке, его нужно сдать в управляющую организацию.

Срок ближайшей поверки указывает предприятие-производитель. Он исчисляется не со дня установки, а с момента изготовления прибора. Узнать его можно в техническом паспорте устройства, квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, по телефону управляющей организации или в личном кабинете на сайте, который используется для передачи показаний. Например, в Москве можно воспользоваться порталом mos.ru.

Обычно интервал между поверками счетчиков холодной воды — шесть лет, а горячей — четыре года, пояснили на сайте Правительства Московской области. А срок эксплуатации прибора, после которого его надо заменить, в среднем 12 лет. 

© Игорь Самохвалов/ПГ

Если не провести поверку вовремя, это будет расцениваться как отсутствие прибора учета. Соответственно, показания принимать перестанут. По правилам предоставления коммунальных услуг, в течение трех месяцев плату будут рассчитывать исходя из среднемесячного объема потребления, а потом — исходя из норматива потребления с повышающим коэффициентом. «Сейчас коэффициент составляет 1,5. То есть потребители платят по нормативу, умноженному на полтора», — пояснила «Парламентский газете» зампред Комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева [8]

Снова платить за воду по показаниям счетчика можно будет только после поверки. На приборы учета электроэнергии это не распространяется, так как ими занимаются сами энергокомпании.

Надо иметь в виду, что с предложением заменить счетчик не всегда обращается уполномоченная организация. Компании, пользуясь тем, что люди не помнят даты поверки, могут предложить заменить рабочие приборы, обычно по завышенным ценам, отметили в Роспотребнадзоре.  Перечень недобросовестных организаций опубликован на сайте госзакупок [9].

Но могут появляться новые компании, желающие нажиться на людях. Чтобы не потерять деньги, на сайте mos.ru советуют не соглашаться на поверку или установку новых счетчиков сразу, а сначала выяснить, когда подойдет срок, и выбрать организацию самостоятельно. Также можно обратиться в управляющую компанию.

.additional-news__block{
max-width: 700px;
border:1px solid rgba(211, 211, 211,1);
padding: 15px 15px;
display: flex;
flex-wrap: wrap;
justify-content: flex-start;
box-sizing: border-box;
}

.additional-news__block div{box-sizing: border-box;}

.additional-news__item{
width: 50%;
padding:15px ;
display: flex;
flex-wrap: wrap;
justify-content: flex-start;
}

.additional-news__item .additional-news__img{
width: 121px;
padding: 0 10px 0 0;
}

.additional-news__item .additional-news__img img{
max-width: 100%;
}

.additional-news__item .additional-news__text{
width:calc(100% — 121px);
}
.additional-news__item .additional-news__title{
color: #000;
font-size: 13px;
text-decoration: none;

}

.additional-news__item .additional-news__date{
color: rgba(211, 211, 211,1);
font-size: 11px;
margin-top: 10px;
}

@media screen and (max-width: 550px){
.additional-news__block{
padding: 15px 0 0 0;
}
.additional-news__item{
width: 100%;
padding:0 15px 15px;
}
}