По данным ФАО, мировое производство мяса к 2019 г. вырастет в целом на 23,3%. При этом в 27 странах ЕС ожидается прирост на 0,4%, в США – на 11,2%, в Китае – на 34,6%, в Бразилии – на 33,2%. Из этих данных ясно, что основным сдерживающим фактором производства продукции животноводства в странах ЕС становится ограниченность земельных ресурсов. Дополнительных сельхозугодий в странах ЕС просто нет, в отличие от России. В России сосредоточено более 9% всех сельхозугодий планеты. Лугопастбищные угодья занимают площадь 91 млн. га (67 млн. га – пастбищ, 7,4 млн. га сенокосы). Кроме того в стране десятки миллионов га лесопастбищных угодий с хорошим травостоем, пригодных для выпаса скота.
О том, как можно было бы запустить в эффективное производство этот бездействующий сегодня потенциал, по просьбе редакции размышляет профессор, д. т. н. Заслуженный изобретатель РФ Георгий Дегтерев (РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева).
Россия, располагая огромными воспроизводимыми, лугопастбищными, растительными ресурсами, которые являются основным кормом для травоядных животных, на практике использует только 10 — 15%. Эти факты вкупе с растущей потребностью в нашей продукции на мировом рынке ориентируют животноводческую отрасль России на переосмысление текущего состояния и поиска новых путей повышения производства мяса улучшенного качества и питательной ценности.
Для снижения затрат и повышения эффективности и качества производства говядины необходима технологическая перестройка отрасли.
Основными базовыми элементами эффективности производства говядины являются: кормовая база (~ 50%), генетический потенциал скота (~ 25%) и эффективная организация и управление технологическими процессами воспроизводства и откорма скота (~ 25%).
Самая затратная статья животноводства – это корма. При производстве молока затраты на корма составляют 50 — 60%, в мясном животноводстве — 60 — 70% и более.
Главной причиной неэффективности и избыточности мясного скотоводства является высокозатратная кормовая база. Сейчас в рационах животных резко сократилось общее количество грубых и сочных растительных кормов. С другой стороны, тратятся большие средства на энергетические и трудовые ресурсы для производства фуражного зерна и высокобелковых кормов, выращиваемых на пашнях. Следствием этого является высокая стоимость говядины.
Себестоимость пастбищного кормления животных по данным многих отечественных и зарубежных хозяйств, в 2 — 3 раза ниже в сравнении с производством и скармливанием кормов при стойловом содержании животных. Кроме того активный моцион животных при кормлении путем выпаса способствует лучшему здоровью, продуктивности и качеству продукции. Выход телят при пастбищном содержании в расчете на 100 коров – на 10 — 15 голов, на одно животное на 25 — 30 кг выше среднего показателя. При пастбищном содержании, как и при стойловом, благодаря включению в рацион специальных дополнительных подкормок, можно получать также высокие привесы в любое время года.
Организация правильного ухода за естественными пастбищами и особенно долголетними культурными угодьями актуально в настоящее время, но особенно на перспективу.
С учетом прогнозируемого глобального потепления климата и роста цен на машины, оборудование, энергоносители, зерно, удобрения, средства защиты урожая, трудовые ресурсы и высокой затратности производства кормов на пашне требует сохранение природных долголетних культурных пастбищ, как одного из основных направлений формирования кормовой базы мясного скотоводства.
В настоящее время, несмотря на значительный теоретический и практический опыт селекционно-племенной работы, накопленный в отдельно взятых субъектах Российской Федерации, нет ясности и четких рекомендаций и стандартов выбора племенных животных для различных регионов страны.
Практика показывает, что с повышением генетического потенциала продуктивности животных повышаются и требования к среде обитания, условиям кормления и содержания.
Отечественные селекционные программы в животноводстве, в отличие от селекционных программ в растениеводстве, не учитывают природную среду обитания и условия кормления, а именно от этого в большей степени зависит сохранение генетического потенциала продуктивности в породах и стадах.
Южные растения с высоким генетическим потенциалом не высаживаются в северных регионах, так как у них клетка, являющаяся «фабрикой жизни», не приспособлена к выживанию в суровых климатических условиях. Вероятно, поэтому в России масса примеров неудовлетворительной адаптации ряда зарубежных пород и их высококровных помесей. Недооценка этого фактора наносит серьезный урон и экономический ущерб животноводческой отрасли. Поэтому, несмотря на все достоинства зарубежных пород скота, в зоне суровых климатических условий и сухих степей, они явно уступали аборигенному скоту.
При создании мясной казахской белоголовой и калмыцкой породы особое значение придавалось их нагульным качествам. Породы предназначались для разведения в зонах сухих степей и полупустынь с резко-континентальным климатом, располагающих большими массивами естественных выпасов.
Следует еще раз отметить, что эти породы скота были созданы для российских условий экстенсивного разведения, с целью эффективного использования больших территорий пастбищных угодий. Это не значит, что способность зарубежных пород жить, продуцировать и производить потомство в реалиях нашей среды обитания не может проявить свои лучшие качества.
Известно, что период от рождения до 5 — 6 месячного возраста при выращивании молодняка является самым ответственным и сложным, а также наиболее затратным. В настоящее время содержание и выращивание ремонтного молодняка от высокопродуктивных мясных животных в пастбищных условиях по интенсивным технологиям остаются нерешенными.
Убыточность выращивания скота на мясо на базе молочных хозяйств связана с тем, что в молочных хозяйствах приоритетом является не получение высоких привесов и мясных качеств скота, а выращивание ремонтного молодняка, способного давать высокие удои. Всех телят обычно содержат на одной ферме, откармливаемый скот выращивают так же как ремонтный, что требует высоких расходов, не окупаемых конечной продукцией. Повышение эффективности откорма скота возможно при переходе на технологию мясного скотоводства.
Опыт зарубежных стран показывает, что содержание и выращивание телят мясных пород лучше производить в лугопастбищных условиях с выпасом их с мамами-кормилицами с последующим доращиванием и откормом.
Для животных пастбищное содержание – это возможность избирательного потребления различных видов трав, свободный моцион на свежем воздухе, прием солнечной энергии и целебных свойств утренней росы, персональное пространство для игр и отдыха.
На доращивание молодняк гуртуют в стада в возрасте 6 — 10 месяцев для нагула на культурных, улучшенных и естественных пастбищах. После этого животных ставят на заключительный, интенсивный откорм.
На весь период выращивания и откорма формируют однородные гурты по 150 — 250 голов молодняка или 120 — 150 голов взрослого скота по принципу аналогов по возрасту, живой массе, полу и упитанности.
Откармливают скот при беспривязном групповом содержании на откормочных площадках различных по конструкции, в зависимости от зональных особенностей. Оптимальный размер секций на площадках откорма рассчитан на 75 — 100 голов.
В зарубежных странах откорм молодняка крупного рогатого скота осуществляют на специальных фермах (фидлотах).
Международный и отечественный опыт показал, что наилучшие результаты производства мяса получены в крупном откормочном производстве в рамках холдинга или кооперации.
Образование интегрированных формирований – это естественный процесс для отраслей с высокими затратами и рисками.
Холдинговая система интеграции – самая распространенная, но не единственная. Хозяйства, не испытывающие серьезных финансовых трудностей, предпочитают более свободные формы интеграции, без потери участниками самостоятельности.
Кооперация производства говядины наиболее приемлемая организационная структура мясного животноводства на региональном уровне.
Располагая достаточной кормовой базой, поголовьем мясных пород скота, кадровым потенциалом и информационным обеспечением, а также достоверностью племенной ценности животных, можно предложить модель региональных отраслевых связей и кооперации в мясном скотоводстве.
Для каждого участника в этой схеме важно обеспечить ритмичное, контролируемое и стабильное поступление продукции. Для цеха доращивания – молодняка, цеха откорма – нагуленных животных, а для переработчиков – откормленного до требуемых кондиций скота на убой по ценам выгодным как для производителей, так и для переработчиков.
В предложенной модели организации производства и реализации мясной продукции различными субъектами Российской Федерации, возможны свои особенности направлений и уровней развития животноводства, отличающиеся от других, обусловленные географическими и традиционными условиями, которые могут накладывать определенную индивидуальность.
Опыт разведения мясного скота в различных климатических условиях России: Ленинградской, Липецкой, Оренбургской, Свердловской, Тюменской областях, Мордовии, Алтайском, Краснодарском и Пермском краях показывает, что наиболее эффективный тип кормления – интенсивно-пастбищный. Технология содержания заключается в том, что корова с подсосным теленком, а также телята старших возрастов все теплое время года (150 – 210 дней) находятся на естественном кормлении на высокоурожайных долголетних культурных пастбищах (ДКП) с применением загонной системы пастьбы. При таком типе содержания телята дают хороший привес массы 800 – 1200 г/голову в сутки без дополнительной подкормки концентратами. В зимний период животные имеют легкие укрытия от непогоды и свободный доступ к кормам (сено, сенаж или силос из сеянных злаково-бобовых трав).
По данным СЗНИИ экономики и организации сельского хозяйства Россельхозакадемии для эффективного ведения мясного скотоводства в хозяйствах должны быть созданы ДКП на основе нескольких злаково-бобовых травосмесей с различными периодами созревания. Для обеспечения животных объемистыми кормами высокого качества необходимо коренное улучшение существующих естественных сенокосов. Перезалужение позволяет подобрать необходимый состав травосмесей для закладки сена и силоса (или сенажа) первого класса на зимний период, которые полностью обеспечат животных основными питательными веществами, энергией и протеином.
По расчетам на корову с телятами требуется 0,8 га ДКП. Закладка ДКП должна опережать рост поголовья скота. Для заготовки объемистых кормов (сена, силоса) на 1 голову со шлейфом требуется 1,2 га сенокосов.
В европейских странах (ЕС) наряду с ДКП создаются высокоурожайные краткосрочные культурные пастбища с периодическим обновлением травостоя через 3 – 6 лет, с большим количеством бобовых трав или высокоурожайных злаковых культур. На краткосрочных переменных пастбищах выход кормов увеличивается на 40 – 70% по сравнению с ДКП. Их создание значительно сокращает потребность в сельскохозяйственных угодьях.
Для производства и переработки кормов создается единый Центр заготовки кормов, который имеет также соответствующую технику по уходу за пастбищами и сенокосными угодьями. Кроме того кормоцентр по кооперации обеспечивает переработку и доставку кормов и кормосмесей всем фермам содержателям скота.
В местах подкормки скота корма или готовые кормовые смеси раздают на кормовые столы, в обычные кормушки или стационарные и передвижные самокормушки. Их изготавливают из деревянных конструкций. Размеры самокормушек: длина 6 м, ширина 3 м, высота 3,5 м. Одна такая самокормушка обеспечивает кормом группу из 100 бычков в течение 8 – 10 дней. Доступ животных к кормам открыт в любое время суток. Фронт кормления при использовании самокормушек снижается до 0,2 м на голову. При традиционной раздаче кормов в обычные кормушки фронт кормления составляет 0,5 – 0,6 м на голову.
Фермы, занимающиеся совершенствованием существующих пород скота, а также выращиванием молодняка для реализации в другие хозяйства, продают его в хозяйства доращивания или откорма. Во многих зонах страны имеются большие площади естественных пастбищных и лесопастбищных угодий, которые должны быть максимально использованы для нагула молодняка в гуртах.
Порядок чередования естественных пастбищ и сроки их использования изменяются в каждом конкретном хозяйстве в зависимости от местных природно-климатических условий, урожайности и питательной ценности травы, быстроты отрастания отавы после очередного стравливания.
В хозяйствах, где нет полного набора сезонных естественных пастбищ, зеленый конвейер для нагульных гуртов создают, сочетая выпас на естественных угодьях и по сеяным культурам или же с подкосом и скармливанием зеленой массы в кормушки.
После нагула животных переводят на откорм (6 – 8 месяцев). Откорм можно проводить в тех же полевых условиях, а не в помещениях или откормочных площадках.
Заключительный этап — интенсивный откорм в поле лучше проводить в теплое время года. Для этого предварительно выбирают и готовят ровный участок поля (лучше с уклоном 2-3 градуса). Размер поля по длине должен соответствовать количеству откармливаемого на этом участке поголовья скота, а ширина должна удовлетворять срокам его откорма. Например, при откорме 200 голов бычков в течение шести месяцев потребуется поле в 3 га, размером 250 м на 120 м.
Предлагаемый способ содержания скота в мобильных секционных станках-стойлах в полевых условиях откорма позволяет полностью исключить все трудоемкие операции по уборке, транспортировке, хранению, переработке навоза и дальнейшей его погрузки, транспортировки и внесения на поля. Это значительно снижает трудоемкость (2 — 2,8 раза) и общие затраты по откорму скота. Не требует применения капитальных построек и создает замкнутую экосистему производства мяса, улучшая качество.
Равномерное разбрасывание и замульчирование органических отходов кормления и навоза – способствует буйному росту кормов (особенно корнеклубнеплодов), хорошо восстанавливает пастбища и не требует применения минеральных удобрений.
Комментарий редакции. Идеи цехового разделения процесса производства говядины, о которых говорит профессор Дегтерев, в развитом аграрном мире реализуются на практики уже давно. Конечно, можно соглашаться или спорить с мыслью автора о том, что реализовать предлагаемую модель скотоводства лучше в агрохолдингах. Понятно, что финишный докорм и отправка на забой лучше производить в больших масштабах, как это и происходит в странах — крупных производителях говядины. Однако фидлоты, о которых упоминает автор, могут иметь различные юридические формы – от семейных предприятий до полных аналогов советских колхозов.
При этом на остальных стадиях, как правило, действуют семейные фермерские хозяйства. В российских условиях такой подход мог бы дать идеальный вариант решения проблемы занятости на селе. Ведь пасти 20 — 25 бычков по силам даже пенсионерам.