- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

АКОРТ считает правильным уравнять условия продажи продуктов ретейлерами и маркетплейсами

Условия продажи продуктов питания российскими ретейлерами и маркетплейсами различаются, хотя их роль и возможности на розничном рынке сопоставимы, сообщил ТАСС председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов. Ассоциация считает правильным уравнять регулирование торговых сетей и маркетплейсов за счет распространения на последних имеющихся требований и ограничений для классической торговли.
"Наиболее остро правовой дисбаланс между классическим ретейлом и маркетплейсами проявляется в продовольственной торговле. Ретейлеры обязаны выкупать продовольственные товары у поставщиков, соблюдать все требования закона "О торговле" по срокам оплаты таких товаров, нести расходы по утилизации непроданных остатков, а маркетплейсы могут продавать их по договору комиссии, не неся сопоставимых с ретейлом затрат, обязательств и ответственности — ни перед поставщиками, ни перед потребителями", — отметил Богданов.
Другой правовой нюанс, по его словам — избыточные ограничения для маркетплейсов, входящих в одну группу с крупными торговыми сетями. "Маркетплейсы ретейлеров, в отличие от остальных цифровых платформ, полностью подпадают под действие закона "О торговле" и не могут торговать продовольственными товарами по агентской схеме", — объяснил собеседник ТАСС.
Он указал, что маркетплейсы при закупке товаров у поставщиков действуют в пределах тех же географических и товарных границ рынка, что и ретейлеры. Ассортимент продуктов, поставщики, розничные покупатели товаров также совпадают вне зависимости от способа реализации товара в розницу — через торговые объекты или дистанционно.
С другой стороны, продолжил председатель президиума ассоциации, маркетплейсы, в отличие от единичных розничных продавцов, являются владельцами канала сбыта товара на широкой географии через пункты выдачи заказов. По его словам, этим же торговые сети отличаются от единичных розничных продавцов.
"В такой ситуации маркетплейсы действуют на одном рынке с торговыми сетями, осуществляют одинаковые действия по закупке товара и его реализации, обладают большой сопоставимой рыночной властью по сравнению с поставщиками за счет сетевого эффекта", — добавил он.

О единых правилах игры на рынке

Председатель президиума АКОРТ указал, что правовое регулирование одинаковых или сопоставимых по рыночной власти субъектов на одном рынке должно быть одинаковым.
"Маркетплейсы, которые все же закупают продукты питания у поставщиков, не попадают под строгие ограничения, прописанные в законе "О торговле" для торговых сетей, либо имеют возможность обойти их. В частности, цифровые платформы могут, в отличие от сетей, возвращать продавцам нереализованный товар, устанавливать больший размер бонусов, навязывать дополнительные услуги, требовать компенсаций своих расходов и т. п.", — отметил Богданов.
Он констатировал, что требования закона о торговле позволяют быстро пресекать случаи недобросовестного поведения со стороны ретейлеров. При этом, по его словам, интересы контрагентов в отношениях с крупными маркетплейсами защищены значительно в меньшей степени, а оперативных инструментов ограничения случаев злоупотребления рыночной силой маркетплейсов в настоящее время нет.
"В данном случае не предлагаются ограничения, которых нет еще в законодательстве, а предлагается распространение имеющихся ограничений на сопоставимые субъекты, одинаково действующих на одном товарном рынке", — заключил собеседник агентства.
Ранее во вторник издание Forbes сообщило, что представители классического ретейла предложили распространить на маркетплейсы требования закона о торговле при продаже продовольственных товаров. В частности, как отмечало издание, это будет означать уравнивание цифровых платформ с классической сетевой торговлей с точки зрения запрета на возврат непроданных остатков поставщикам и требования к последним возмещать расходы на утилизацию остатков.