Часть 3. Итоги и предложения
Необходимо изменить подходы и поставить в основу всей аграрной политики поддержание и повышение доходности сельского хозяйства.
Китай заложил в свой план развития рост доходов сельского населения к 2030 году в два раза — почему не пойти этим путем? Соответственно, все меры и инструменты госрегулирования, которые ведут или могут привести к снижению доходов, должны быть устранены и законодательно не могли бы быть введены в будущем!
Обновленная кадровая политика.
Необходимость формирования новой системы ценностей как основы технологического суверенитета и развития отрасли. При этом следует учитывать, что социологи отмечают растущую мобильность кадров и изменение их запросов. По результатам исследований (по селу, полагаю, ситуация схожая), современные специалисты, особенно молодые, ценят не только уровень зарплаты, но и удобный график работы (53%), перспективы карьерного роста (53%) и баланс
между работой и личной жизнью (35%). Необходимо пересматривать систему мотивации и создавать гибкие условия труда, чтобы удерживать кадры.
Очевидно, что нельзя допустить снижения потока молодых специалистов, которое в долгосрочной перспективе создаст риски для обновления кадрового потенциала, но это должно быть основано на минимальном принуждении молодых специалистов и максимальных обязательствах по карьерному росту со стороны работодателей.
Необходимо подтягивать уровень образования сельской молодежи, при этом в первую очередь в школе! Самое эффективное — фундаментальные знания (физика, химия, математика, биология) – «будет кость, мясо нарастет»! Очевидно, есть проблемы с обеспечением школ хорошими преподавателями, но есть и возможности дистанционного телеобразования. Также, как телемедицина, которая частично нивелирует проблемы доступа к квалифицированной медицинской помощи, а это немаловажная позиция для повышения качества жизни. Дешевый, но эффективный метод.
Формирование приверженности и лояльности к отечественным технологиям. Только не «отверточным производствам» и ограничениям импорта технологий, семян и прочего, а через демонстрацию эффективности и доступности отечественных технологий, интеграцию образования и производства через практико-ориентированное обучение с первых курсов. Обучение должно обеспечить формирование и воспитание метакомпетенций, особых навыков и образа мышления, позволяющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и находить нестандартные решения задач.
Однако основой решения проблемы «дефицита» кадров является повышение производительности труда. Все остальное — «вишенка на торте»!
Наверное, можно еще добавить, но пока только это для дискуссии!
Александр Корбут, независимый эксперт