Пока Россия не была полноправным членом ВТО, отечественные производители сельхозтехники находили массу объяснений неконкурентоспособности своей продукции в сравнении с импортной. Самые популярные были такие: «им государство помогает экспортировать технику» и «у них маркетинговая стратегия агрессивная». И это была чистая правда. Но государство помогать и не собиралось. Говорило: лишних денег нет.
Теперь, когда членство России в ВТО стало реальностью, возможность помочь появилась. Не деньгами, конечно, потому что это вообще запрещено правилами ВТО. Но введением утилизационного сбора. Мера, на первый взгляд, выглядит банальной «обираловкой» иностранных производителей. Но специалисты по внешнеторговому регулированию говорят, что правилами ВТО такие способы защиты отечественных производителей разрешены.
Строго говоря, функционеры «Союза машиностроителей России» действуют по прецеденту. С 1 сентября Россия ввела утилизационный сбор на ввозимые в страну и произведенные на российской территории автомобили. Итоговый уровень платежей при ввозе автомобилей теперь соответствует тому, что был до снижения импортных пошлин при вступлении России во Всемирную торговую организацию.
Теперь такой же фокус собираются проделать и с сельскохозяйственной, дорожно-строительной и лесопромышленной техникой, ввозимой на территорию России. О чем сообщил на заседании «круглого стола» в РИА «Новости» инициатор поправки к закону «Об отходах производства и потребления» зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенёв (по совместительству он еще и первый вице-президент Союза машиностроителей России). Предварительно он заручился поддержкой президента Владимира Путина, который назвал такое предложение целесообразным.
По мнению Владимира Гутенёва, если все пойдет, как задумано, до 10 ноября Госдума сможет принять в первом чтении поправки к закону об отходах, а к концу осенней сессии выпустит в свет готовый документ. Таким образом, уже весной 2013-го года каждая самоходная сельхозмашина (трактор или комбайн), ввозимая на территорию России, будет облагаться специальным сбором. По мнению автора поправки, утилизационный сбор не должен быть выше, чем величина, на которую упали после присоединения России к ВТО импортные таможенные пошлины.
Если учесть, что каждый комбайн или трактор стоит несколько миллионов рублей, падение произошло серьезное. Так, импортные пошлины на зерноуборочные комбайны упали с 15 до 5 процентов, а на колесные тракторы — будут падать в течение 3 ближайших лет с 15 до 10%.
Величина утилизационного сбора составит от 40 до 450 тысяч рублей за комбайн или трактор, в зависимости от мощности. Для бэушной техники планируется ввести специальные повышающие коэффициенты.
Инициаторы поправки во главе с депутатом Владимиром Гутенёвым неоднократно подчеркивали во время заседания «круглого стола», что вырученные в итоге средства должны пойти на создание мощностей по утилизации техники, отслужившей срок эксплуатации.
Правда, никаких подробностей авторы инициативы не открывают: когда, сколько и кем будут созданы эти самые мощности. Между тем, эти детали в правилах ВТО имеют существенное значение. Защищать свой рынок можно и утилизационным сбором, но важно при этом сообщить, на какой срок он вводится и что должно стать итогом введения защитной меры.
Так что если дело дойдет до выяснения подробностей, нашим партнерам по ВТО станет очень интересно, что это за сбор такой. И кто его в конечном итоге «намажет» на хлеб.
Сегодня ситуация в российском сельхозмашиностроении действительно не очень
благоволит развитию отрасли. Но, по большому счету, мы сами в ней виноваты. Года полтора назад тогдашний первый зампред правительства Виктор Зубков сообщил о планах правительства начать кампанию по утилизации старой сельхозтехники (по типу утилизации старых автомобилей). Таким вполне рыночным, а не нахлебническим способом с государственной поддержкой можно было бы существенно обновить устаревший парк комбайнов и тракторов. Но дальше разговоров тогда дело не пошло.
Намерения вылились в конечном итоге в господдержку компании «Росагролизинг» объемом 3,5 млрд рублей. Понятно, что для рынка сельхозмашин эта сумма вообще несущественна. Но и 3,5 млрд рублей были потрачены в результате не на заявленные цели. Нет никакой программы утилизации.
Зато есть (или скоро будет) утилизационный сбор. По идее, он должен сохранить высокую цену на импортные сельхозмашины. А это гипотетически должно поднять отечественное машиностроение на конкурентную высоту. Но между двумя этими действиями нет прямой связи. Если в ближайшее время ничего не изменится в самом сельхозмашиностроении, утилизационный сбор только продлит агонию отрасли.