Преувеличенные ожидания, помноженные на неловкие пропагандистские трюки привели к тому, что в обществе сложилась отношение к национальным проектам вообще и к программе «Развитие АПК», в частности, как к некоему чудо-средству, которое за считанные месяцы порешает горы копившихся годами, десятилетиями и даже веками проблем российской деревни. Правда, в последние месяцы голос профессионалов становится слышным все больше и больше.
По просьбе редакции тему комментирует Депутат Государственной Думы Валентин Денисов.
Чудес не бывает. Поэтому и от любой самой лучшей программы ожидать их не стоит. Национальный проект «Развитие АПК» позволяет определить рамки проблем и наметить пути их преодоления, тогда как обсуждение «проблемы вообще» — как спасти сельское хозяйство России — приводит в тупик.
Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» дает возможность лучшим из лучших сделать серьезный старт в экономику. Многие политики утверждали, что люди не поймут и не поддержат реализацию национальных проектов. Но проекты были и поняты, и поддержаны. Все проекты работают на повышение качества жизни на селе. Местные инициативы, которые ложатся на федеральные возможности, дают достаточно эффективные результаты.
Овощи, мясо и молоко на стол россиян поставляют подсобные и фермерские хозяйства. Поэтому важно создавать потребительские кооперативы, которые объединят частные фермы и дадут дополнительные возможности к адаптации в условиях конкуренции. Ставится задача — в каждом муниципальном образовании в течение двух лет создать хотя бы один кооператив.
Существует острая проблема: молодежь из села, получившая образование в городе, не желает возвращаться обратно, так как существует проблема трудоустройства, жилья, заработной платы. Главное для нас состоит в том, чтобы молодые специалисты получили шанс начать свое дело. Денег, которые выделены в масштабах страны, достаточно для того, чтобы оздоровить животноводство, заложить основы высоких технологий и чтобы за два года обеспечить жильем 32 тысячи молодых специалистов.
Сегодня на селе кадровый дефицит. И вопрос не только в количестве нужных селу людей. АПК нуждается в высоко профессиональных специалистах. Не говоря уже о том, что молодежь не привлекает труд фермера. Чтобы развивать хозяйство, фермер должен быть спокоен за завтрашний день, а не гадать на кофейной гуще, что ждет его в будущем, сколько заготавливать зерна, и не будет ли он в убытке.
Человек хотя бы на год вперед должен знать, сколько он получит и каков гарантированный сбыт.
Чтобы дать возможность сельхозтоваропроизводителю прогнозировать развитие своего хозяйства, в проекте Закона «О развитии сельского хозяйства» (который принят пока только в первом чтении 21 апреля 2006 г.) депутаты фракции «Единая Россия» планируют прописать ценовые параметры и зафиксировать ценовую политику, по крайней мере, на три года. К примеру, каждый год перед началом посевных и уборочных работ цены на топливо растут как на дрожжах. Здесь можно долго рассуждать и о монополиях, и о так называемых «картельных соглашениях».
В августе-сентябре прошлого года цены на ГСМ в одночасье подскочили на 15-20 процентов. Коли государство не в состоянии управлять этими процессами и влиять на политику монополистов, мы настояли, чтобы оно хотя бы частично взяло на себя компенсацию потерянной потенциальной прибыли, которая составила порядка 20 млрд. рублей. В итоге государство признало 5 млрд. Да, это не полное возвращение, но депутаты фракции «Единая Россия» создали прецедент: исполнительная власть на федеральном уровне признала свое упущение.
Сейчас идет борьба за то, чтобы в бюджет следующего года также были записаны эти позиции.
По сути, это означает введение в закон мер по достижению баланса межведомственных цен.
Главной задачей аграрников мы видим борьбу за то, чтобы те же принципы были вложены и в Закон о развитии сельского хозяйства, принятие которого ожидается в плановом порядке в ходе нынешней сессии.
С одной стороны, приятно и радостно слышать, что Государственная Дума теперь занимается аграрными вопросами по плану. Только вот принятия аграрного закона крестьяне ждут уже который год?