Над Кубанью сгущаются тучи: сразу о трех угрозах, способных нанести серьезный урон крестьянам и сельскому хозяйству в целом рассказывают на прошедшей неделе краевые печатные издания.
«Крепостные Кубани» — под таким заголовком на первой полосе издания «Кубань сегодня» вышел обширный материал о вопиющей ситуации, сложившейся вокруг земельных паев.
В последние дни прошлого года, перед самыми новогодними праздниками, Краснодарский краевой суд отменил решение Кущевского районного суда, и земля, которую еще в 2010 году пайщики передали фермеру Сергею Сайко (и оформили договоры аренды в учреждении госрегистрации), отошла стороннему хозяйству – бывшему арендатору. Всего одна «закорючка» в законе, кстати, не так давно появившаяся, до крайней степени запутала людей, унизила и превратила в вечных просителей, вечных истцов. А также перечеркнула незыблемую аксиому о том, что частная собственность неприкосновенна и находится под охраной государства.
В дебрях судебной казуистики воюют ныне пайщики со своими бывшими хозяйствами-арендаторами, и конца и краю этой войне не предвидится. Причина всему – законодательный перл звучит так: преимущественное право на заключение договора аренды принадлежит надлежаще исполнявшему свои обязанности бывшему арендатору. Если бы такие нормы установить, к примеру, для других видов имущества, то вполне можно закабалить квартиросдатчиков, которых по подобной статье закона тоже можно заставить сдавать жилье только тем арендаторам, которые единожды платят договор аренды. Закончится договор аренды, а суд признает квартиранта надлежаще исполняющим свои обязательства – вот и будет иная недостойная семья (платили бы «бабки») жить вечно в единожды занятых апартаментах.
Все под соусом «защиты земли»: мол, арендаторы в землю столько средств «вбухивают», что договоры аренды сегодня заключаются не менее чем на десять лет. А тот факт, что сплошная химизация почву не оздоравливает, что знаменитые кубанские черноземы давно исчерпали свой еще недавно богатейший потенциал, что слой гумуса катастрофически падает, — все это законодатели в упор не видят. Вот только почему бы не обязать при окончании договора аренды и передаче земли новым арендаторам заказывать независимую экспертизу земли и делать точный почвенный анализ на гумус и микроэлементы. И если только после срока аренды качество земли снизилось, взыскивать с арендатора неустойку в таких размерах, чтобы неповадно было брать от земли все без реальных вложений в повышение плодородия почв.
Пока же закон работает на руку только крупным арендаторам, не обязательно добросовестным и не обязательно тем, кого выбрали люди. Каковы нынче масштабы людского бедствия, сколько законных владельцев по «букве закона» попали во многолетнюю кабалу крупным латифундистам, сказать трудно. В печально известном Кущевском районе три года подряд пайщики сразу нескольких населенных пунктов – станиц Кущевской и Шкуринской, поселков первомайский, Комсомольский, Заветы Ильича не могут прямо-таки вырвать свою собственную землю из рук своих прежних арендаторов. Нарушены как имущественные права отдельно взятого человека, так и целой группы людей – всего 237 пайщиков.
Пайщики станицы Новощербиновской Щербиновского района судятся с крупным московским агрохолдингом по договорам аренды. Люди по всем правилам дождались окончания прежнего договора аренды, передали землю местному фермеру, а бывшее хозяйство ни в какую землю отдавать не хочет, а суды никак не хотят выносить решение в пользу людей, законных владельцев своей земли. Сейчас запрошены экспертизы: сличаются почерки пайщиков за последние десять лет. Людей то вызывают в суд, то за пять минут до начала суд откладывается, переносится, вновь откладывается…
«Руки прочь от нашей земли! И об этом, если потребуется, мы будем говорить с трибун и на митингах! Не дадим восстановить крепостное право на Кубани!»,- с таким ультиматумом разошлись по почте письма во все инстанции от жителей Кущевского района. Какой ответ получат собственники земли из высоких кабинетов, посмотрим.
Тем временем кубанские парламентарии озабочены другой, также весьма тревожной ситуацией, сложившейся вокруг племенных птицеводческих предприятий «Русь» (Кореновский район) и «Лабинский». Депутаты ЗСК, рассказывают «Кубанские новости», приняли обращение к министру сельского хозяйства Николаю Федорову.
Еще не так давно эти птицеводческие хозяйства входили в 300 лучших сельскохозяйственных предприятий России. Уникальный генетический материал, созданный кубанскими учеными, был гордостью российской науки. Несмотря на это, акции предприятия «Русь», находящегося в федеральной собственности, подлежали приватизации в 2007 году как раз как федеральное имущество.
Торги по продаже предприятия назначались неоднократно, аукционы признавались несостоявшимися из-за отсутствия заявок. С 2009 года в связи с обострением конкуренции на птицеводческом рынке ОАО ППЗ «Русь» неоднократно обращалась в Федеральное агентство с предложением провести модернизацию, но ответа не последовало.
В начале прошлого года Федеральное агентство не разрешило предприятию сдать в аренду часть корпусов для выращивания бройлеров, а ведь это позволило бы улучшить финансовое состояние птицефабрики. С начала августа 2012 года «Русь» практически перестала работать. По состоянию на 1 января прошлого года поголовье птицы составляло 186 тысяч голов, а уже к октябрю племенное поголовье было полностью забито.
Теперь в плане приватизации Федерального агентства еще одно крупное птицеводческое предприятие – ОАО ППЗ «Лабинский»…
Депутаты ЗСК Кубани обратились к министру сельского хозяйства с просьбой принять меры по сохранению отечественного племенного птицеводческого направления в птицеводческой отрасли и восстановлению хозяйственной и научной деятельности на ОАО ППЗ «Русь».
Еще одна угроза надвигается на Кубань уже со стороны матушки-природы. Высокие температуры в феврале могут обернуться летом потерями урожая на хлебных полях. Ситуация на сегодня сложная, пишет издание «Кубанские новости», сейчас растения раскрутились и набрали такую большую массу, какую обычно набирают к концу апреля. Озимые потеряли зимнюю закалку. К тому же в почве сейчас невысокий запас влаги, что тоже сказывается негативно. Если ударят морозы, но при этом выпадет снег, то потери урожая будут небольшими. Снег защитит озимые от высоких температур. Положение ухудшится, если при морозе снега не будет. В этом случае часть озимых может погибнуть. Придется пересевать или подсевать озимые, а это, конечно, потребует дополнительных затрат.