Обсуждая вопрос, какой должна быть будущая экономика России, надо прежде всего видеть наиболее важные и стратегические направления экономики.
Кризис отрасли
Нельзя отрицать, что национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства до 2012 года позволили несколько продвинуться вперёд в производстве зерна, сахарной свёклы, мяса птицы и свинины. Получили серьёзную поддержку кредитными ресурсами личные подсобные хозяйства и фермеры. Сделана попытка развития кооперативного движения на селе. Построены и строятся крупные животноводческие комплексы.
Это отрадно и можно этому только радоваться. Однако в целом, повторяю, отрасль продолжает находиться в глубоком кризисе. Поэтому, откровенно говоря, победные доклады министра сельского хозяйства Е. Скрынник иногда вызывают раздражение. У несведущих людей складывается впечатление, что на селе нет проблем, там всё хорошо. Но на сельскую реальность надо смотреть не глазами чиновников из Минсельхоза, а глазами крестьянина.
За годы так называемых реформ в сельском хозяйстве разрушено почти всё, что только можно было разрушить. Государство в 90-е годы практически отказалось поддерживать крестьянина. Землю раздали по виртуальным паям, с которыми крестьяне не знали что делать. Впоследствии с принятием Земельного кодекса земля стала товаром, и началась массовая скупка земельных паёв у крестьян за бесценок. В результате большие массивы земли оказались в руках у предприимчивых людей, далёких от сельского хозяйства.
Зачастую вместо производства сельхозпродукции на скупленных землях стали обустраиваться охотничьи угодья, базы отдыха. «Реформы» привели к тому, что пахотные земли перестали обрабатываться, и посевы в стране сократились с 1990 года по 2010-й на 41,6 млн. га, или на одну треть. Неиспользуемая пашня зарастает бурьяном и мелколесьем. По моему глубокому убеждению, вывод из оборота пахотных земель является национальной трагедией и преступлением перед памятью наших предков, которые потом и кровью пядь за пядью столетиями осваивали землю.
Народ побежал из села. Деревня обезлюдела. Там не стало работы. А где есть работа, то зарплата мизерная, значительно ниже, чем в других отраслях. Школы закрываются, детей негде учить. Больницы и медпункты закрываются, сельских жителей некому лечить. То есть практически разрушена вся социально-культурная база села. В целом за 20 лет исчезло 20 тыс. деревень. Закрыто более 14 тыс. школ, около 16 тыс. клубов, свыше 4 тыс. библиотек. Резко сократилось производство тракторов и другой сельскохозяйственной техники. В 2010 г. произведено всего 8,8 тыс. тракторов, против 214,4 тыс. в 1990 году. А сеялок произведено всего 7 тыс., тогда как в 1990 г. было свыше 51 тысячи. Получается меньше 100 сеялок на регион.
Как следствие такой государственной политики – значительное падение объёмов производства продукции сельского хозяйства и резкий рост импорта продовольствия в страну. Судите сами. Поголовье крупного рогатого скота сократилось с 57 млн. голов до 19, 97 млн. (на 65 %), в том числе коров уменьшилось на 57%, или на 11,7 млн. голов. Резко сократилось поголовье и других видов скота. В 2011 г. в стране произведено 99 млн. тонн зерна в бункерном весе. И это воспринимается как большое достижение. Безусловно, после низкого сбора зерна в предыдущем году такой урожай можно считать достижением. Но в то же время в 1990 г. в России было собрано с зерновых полей почти 117 млн. тонн.
Напрасные восторги
Зачастую можно слышать восторг по поводу ого, что Россия стала вывозить зерно. В настоящее время прогнозируется экспорт на уровне 25 млн. тонн. Однако у крестьян (и не только у них) это не воспринимается с восторгом. По нескольким причинам. Во-первых, сами крестьяне как производители зерна от объёмов экспорта ничего не имеют, не становятся богаче. Как правило, зерно у них покупается по невысоким ценам. Во-вторых, вместо экспорта зерна могли бы его направлять на выращивание скота и птицы у себя в стране в объёмах, позволяющих резко увеличить производство молока, мяса и птицы и значительно сократить их импорт. Освободившиеся миллиарды долларов от закупки импортного продовольствия пригодились бы для инвестиций в развитие села. При экспорте значительных объёмов зерна в стране произведено в 2010 г. всего 31,8 млн. тонн молока, что почти на 24 млн. тонн меньше уровня 1990 года. За этот же период производство скота и птицы в убойном весе уменьшилось почти на 3 млн. тонн (на 30%), свинины – на 1,15 млн. тонн (на 33%), яиц – почти на 6,9 млрд. штук (на 15%).
Кадровый потенциал на селе почти полностью растрачен. Некому работать на тракторах, комбайнах, автомобилях. Профессионально-технические училища перестали готовить эти кадры для села. Специалисты в массе своей уехали или стали вести личное подсобное хозяйство. Многие руководители сельхозорганизаций не имеют специального образования. Выпускники сельхозвузов устраиваются на работу в городе.
Итог аграрных «реформ» – разорение крестьянства, уничтожение крестьянского образа жизни. Возможно, в эту правду и эту суровую реальность кто-то не поверит. Чтобы убедиться в этом, надо просто сесть в машину и проехать по сёлам Новгородской, Псковской, Тверской, Смоленской да и многим другим областям. Вполне возможно, что одна такая поездка откроет руководству страны глаза на сельские реалии и побудит к желанию начать масштабное возрождение села.
Между прочим, крик души крестьянина о бедах на селе слышен уже не один год. Учёные Российской академии сельскохозяйственных наук, экономисты-аграрники многократно пытались обратить внимание руководящих сельхозорганов и руководства страны на коренное изменение государственной аграрной политики. Но всё тщетно.
Вот и хотелось бы спросить министра, какой она видит деревню в 2020 году? Обновлённой, обустроенной, технически оснащённой? С хорошими дорогами, газифицированной, с новыми школами? Сколько получит село до 2020 г. тракторов и комбайнов, минеральных удобрений? Сколько будет подготовлено в ПТУ трактористов, комбайнёров, водителей? Сколько будет построено дорог к центральным усадьбам, введено в строй современных ферм, зерносушилок и элеваторов? Как будет развиваться сельскохозяйственное машиностроение? Какое место в осуществлении аграрной политики отведено сельхознауке и в первую очередь Российской академии сельскохозяйственных наук? До сих пор ответа на эти вопросы аграрии так и не дождались.
Какой выбрать путь
Что же надо делать? Каким путём идти? Думаю, что пора уже срочно разработать и принять общенациональный мобилизационный план по спасению (неотложному развитию) российского села. Причём с конкретной задачей за 15–20 лет возродить село, по существу заново, на новой технологической базе, сформировать агропромышленный комплекс. Мобилизационный план означает концентрацию такого объёма ресурсов – денежных, материально-технических, трудовых, – которые позволили бы за отведённый период построить новую сельскую экономику.
Комплексность и системность мобилизационного плана означает осуществление мероприятий по всем направлениям АПК:
– курс на масштабное развитие крупного и среднего товарного производства на основе новейших технологий. В каждом регионе и каждом районе страны;
– преодоление технической отсталости сельских хозяйств, оснащение новой современной техникой и оборудованием;
– внедрение новых технологий в растениеводстве и животноводстве, всемерное развитие семеноводства и племенного дела;
– использование в сельском хозяйстве новейших разработок как отечественных, так и зарубежных учёных по биотехнологии, нанотехнологий, биоинженерии;
– развитие сельскохозяйственного машиностроения;
– развитие сельскохозяйственной науки;
– воссоздание системы подготовки кадров массовых профессий;
– осуществление полномасштабного социального строительства на селе жилых домов, школ, детских садов, клубов, дорог и завершение газификации.
В особом ряду должны стоять мероприятия по введению в оборот неиспользуемых пахотных земель. В первоочередном порядке должны быть приняты меры по предотвращению разбазаривания земель, повышению их плодородия.
По расчётам ведущих отечественных экономистов-аграрников, для реального решения подъёма села необходимо выделять из консолидированного бюджета страны не менее 20% его расходной части. Вместо 1% в настоящее время.
Что особенно важно, так это придать мобилизационному плану подъёма сельского хозяйства национальный характер. Мы должны найти источники для его осуществления.
Наряду с этим есть и политический вопрос. Какая политическая сила в нашей стране возьмёт на себя обязанность защищать и отстаивать интересы аграриев, интересы тех, кто выращивает хлеб и скот, кто перерабатывает продукцию сельского хозяйства, кто производит сельскохозяйственные машины, кто занимается наукой, выводит новые сорта растений и породы животных. Такой силой могла бы стать Крестьянская партия взамен бывшей Аграрной партии, которая так бездарно была поглощена партией «Единая Россия». Надеюсь, что среди видных и активных деятелей аграрного сектора найдутся те, кто возьмётся за организацию Крестьянской партии.
Судьба деревни, её будущее и есть один из вызовов, на которые призывает нас ответить В. Путин. Ответим на него, построим крепкое высокопроизводительное сельское хозяйство, укрепим свою продовольственную безопасность – тем самым есть основания полагать, что у России есть будущее.
Уверен, что серьёзно озабоченный проблемами села человек и должен стать президентом. Только тогда он войдёт в историю как великий труженик, созидатель и творец.