- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

«Обзор ярославской прессы»

В 2014 году близ волжского города Тутаева начнет работать агропромышленный парк, сообщает «Северный край». Столь необычную бизнес-идею совместными усилиями будут воплощать в жизнь правительство Ярославской области, Министерство сельского хозяйства РФ и международная компания «Содексо».

Как планируется работа агропромышленного парка в составе сельскохозяйственных предприятий, завода по переработке картофеля, комбината социального питания и логистической компании? Сельхозпредприятия будут поставлять на комбинат социального питания мясо, молоко, картофель, овощи, из которых здесь изготовят пищевые полуфабрикаты высокой степени готовности — в первую очередь для детских садов, интернатов, школ и больниц. Причем к поставщикам сельхозпродукции будут предъявляться жесткие требования по качеству. Скажем, чтобы в производство шло исключительно свежее мясо местных сельхозпредприятий, а не перемороженный заокеанский импорт.

На первоначальном этапе готовая продукция будет доставляться учреждениям социальной сферы, расположенным в 50 км от Тутаева, а затем логистическая схема охватит всю Ярославскую область. Как рассчитывают авторы бизнес-плана, агропромышленный парк даст импульс развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры региона. Предполагаемая мощность комбината социального питания составит 30-50 тыс. порций («готовых завтраков») в сутки. Естественно, создание агропромышленного парка потребует больших инвестиций. Сначала затраты оценивались в 940 млн рублей, но после доработки бизнес-плана и привлечения новых партнеров инвестиционная составляющая возросла до 2 млрд рублей. Важно, что ввод этого комбината в строй позволит обеспечить рабочими местами 300 жителей города, в котором весьма остро стоит сейчас проблема безработицы.

Под агропромышленный парк уже выбрана площадка – это 60 гектаров земли неподалеку от Волги. Правда, пока это земли сельскохозяйственного назначения, которые вскоре будут переведены в другую категорию. Потом предстоит обеспечить территорию агропромышленного парка инженерной инфраструктурой. Строительство дорог, различных коммуникаций и подключение к действующим сетям будут стоить 300 млн рублей. Учитывая важность высококачественной подготовки инфраструктуры, правительство Ярославской области рассчитывает на финансовую поддержку федеральных властей.

Ситуация в лесной отрасли страны сложнейшая, заявил в своем интервью, опубликованном в газете «Ярославские страницы», директор департамента лесного хозяйства области В.Кузин. После принятия нового Лесного кодекса лесники попали под массовое сокращение, и это привело к тому, что леса остались без охраны. Скажем, в Брейтовском лесхозе, где работал раньше Кузин, было 116 работников, а сейчас осталось всего 17 (вместе с уборщицами, бухгалтерами и сторожами). И это – на 88 тыс. гектаров леса. Понятно, что такую необъятную территорию крохотная горстка лесников охранять просто не в силах.

Тем временем в лес пришли заготовители, за бесценок получающие на аукционах лес в аренду на 49 лет, которые, по мнению Кузина, «в лучшем случае просто отрасли не знают, а в худшем – бандюганы». Эти арендаторы ведут себя в лесу вольно: в погоне за наживой ни лесоохранные мероприятия не проводят, ни лесовосстановлением не занимаются, ни даже арендную плату в казну не вносят (по крайней мере, в тех объемах, на которые рассчитывали создатели Лесного кодекса). На таком фоне неудивительно, что растет просто обыкновенное разворовывание леса. По мнению Кузина, в год бесследно исчезает с делянок леса на 130 млн рублей. Кстати, до введения в действие Лесного кодекса содержание охраны обходилось всего в 30 млн рублей.

Глава лесного ведомства Ярославской области убежден, что для исправления ситуации необходимо вернуть в леса лесничих и лесхозы. Пусть даже не в таком количестве, как раньше, но хотя бы в таком, чтобы они могли контролировать делянки, расположенные вблизи дорог. Одновременно надо упростить порядок выдачи порубочных билетов населению. Ведь сейчас их выдает уже не местный лесхоз в глубинке, а расположенный в Ярославле областной департамент лесного хозяйства. Скажем, если понадобилось какой-нибудь Пелагее Ивановне, проживающей в деревне вдали от Ярославля, две-три березы на дрова срубить, так она разрешение должна брать не у местного лесника, а в … Ярославле. Представляете, старушке ехать надо на перекладных, за сотни километров, тратя уйму времени, денег и нервов! Да этой Пелагее Ивановне намного проще двух мужиков из своей деревни нанять, чтоб спилили они столько, сколько надо, никого и ни о чем не спрашивая.

В Ярославской области вступили в силу уточненные данные по прожиточному минимуму жителей региона, пишет «Северный край». А, как известно, рассчитывается он от стоимости потребительской корзины – годового набора продуктов, непродовольственных товаров первой необходимости и услуг. И вот какова тут картинка. В среднем на ярославскую душу этот самый прожиточный минимум равен 4849 рублям. Такова черта бедности в Ярославской области. Ниже ее в регионе, стало быть, живет каждый шестой, то есть около 213 тыс. человек. И эта доля бедных людей выросла в Ярославской области в 2009 году до 16,2%, что превышает уровень бедности 2008 года на 1,7%.

По информации Ярославльстата, в 2009 году сократились потребительские расходы: люди стали экономить на всем, переходя на то, что подешевле. Ярославцы на 1,5% меньше стали есть мяса и мясопродуктов, яиц – почти на 5%, кондитерских изделий – на 3%. Выручают хлеб, молоко и картошка. При этом люди больше стали тратить на медицину, так как услуги тут дорожают, многое из бесплатного в медицине медленно, но верно вымывается. Казалось бы, суммы социальных выплат населению Ярославской области должны произвести впечатление: только за 4 месяца 2010 года на это потрачено из бюджета 64 млн рублей. Однако не надо поддаваться лукавой магии больших цифр. Скажите, что может купить мать-одиночка на новое, уже проиндексированное детское пособие, равное 371 рублю?

И раз мы уж всерьез, размышляет газета, решили понять, что такое бедность, то придется учесть, что в Западной Европе бедных даже больше нашего – 17%. Только там под бедностью понимают совсем не то, что у нас. Допустим, в Люксембурге считается: кто зарабатывает меньше 18,5 тыс. евро в год (тысяч 60 в месяц на рубли), тот и бедняк. В Германии эта цифра скромнее, но и она впечатляет – 10,9 тыс. евро.