В Сосновском районе по инициативе администрации недавно разработаны положения по оказанию помощи в развитии личных подворий граждан. Как сообщает газета «Земля нижегородская», первый документ предусматривает выплату компенсации из районного бюджета владельцам подворий, которые содержат коров, в размере 1,5 тыс. руб в расчете за каждую корову. Это позволило остановить былой сброс крупного рогатого скота в частном секторе.
Второе положение касается сельчан, стоящих на учете в центре занятости. В этом случае выдается жителям района компенсация на приобретение молодняка свиней и КРС — не менее двух голов — в размере 50% от затраченной суммы. С начала нынешнего года почти 40 человек, которые раньше довольствовались скромными пособиями по безработице, теперь получили такие компенсации и успешно обзавелись личным скотом.
Но на этом районные власти решили не останавливаться — сейчас готовится еще один документ, согласно которому предусматривается возмещение затрат на корма для владельцев личных подворий.
Эта же газета публикует под рубрикой «Подворье» статью с несколько интригующим заголовком «А на кредит махнем рукой», в которой рассказывается о довольно необычной судьбе молодой семьи Тирейкиных. Эти супруги три года назад решились переехать из Сергачского района в соседний — Гагинский, где в селе Ветошкино приобрели за 70 тыс. руб небольшой кирпичный домик. Провели газ, потом глава семьи построил двор для скота. Словом, люди это трудовые, стали основательно обживаться на новом месте. А переехали они сюда потому, что прежде в их деревне почти не осталось жильцов, давно закрылась школа, а у Тирейкиных двое детей, которых подошла пора учить.
На новом месте у супругов ни родственников, ни знакомых. Поначалу было трудно и с работой. Елена по профессии воспитатель детского дошкольного учреждения. Одно время получала пособие по безработице, пока не устроилась горничной в местный музей — усадьбу Пашковых. Супруг Петр был принят пасечником в соседнем селе. Елена получает 2,5 тыс. руб в месяц, Петр — 5 тыс. руб. Поскольку на такие скромные заработки семье не прожить, основную ставку здесь сделали на личное подворье. Сперва пробовали развести кроликов, которых привезли с собой из прежней деревни. Но оказалось, что сбыть мясо можно только в областном центре, до которого не близкий путь, а главное — там принимают оптом по 40 тушек. Это оказалось лишком хлопотным, потому поголовье кроликов пришлось значительно сократить. Одно время неплохо выручала пасека — от продажи меда выручили нужные средства, расширили двор для скота, намечают в скором времени завести корову. А пока держат кур — теперь крольчатина и курятина у них на столе круглый год и в самых разных видах.
Одно время Тирейкины пытались воспользоваться банковским кредитом, долго ходили по чиновничьим кабинетам, собирали нужные документы. Но вдруг выяснилось, что бумаги кое-какие оформлены неправильно. Ходит по второму кругу Тирейкиным недосуг — немалое домашнее хозяйство постоянного догляда требует. Не сильно искушенные в таких банковских делах, супруги махнули рукой на всю эту историю с кредитом. Это вполне понятно — у семьи за домом огород занимает около двух десятков «соток», на зиму запасли картошку, разные овощи. Но чтобы все это выросло, целое лето вся семья трудилась на грядках. А еще накосили немало сена кроликам — пожилая соседка уступила свой участок, а за это ей в виде арендной платы пошла банка меда с собственной пасеки.
Вроде бы совсем нехитрое повествование о трудовых буднях одной сельской семьи, для которой личное подворье стало прочной основой в нынешней нелегкой жизни.
— В Ветошкино нам все нравится — здесь есть школа, магазин, медпункт. Дом культуры, библиотека, почта, банк, в котором я получаю детское пособие. Больница — в райцентре, он недалеко, и автобусы регулярно ходят,- говорит Елена.
Деревенский человек всегда был скромен в своих жизненных устремлениях, удовлетворялся тем, что зарабатывал на земле нелегким трудом. Только вот невольно сочувствуешь семье Тирейкиных, что они в свое время не оказались в Сосновском районе, где власти в последнее время так много заботы проявляют о развитии личных подворий селян. Глядишь, давно бы Тирейкины обзавелись на подворье буренкой (о чем они пока мечтают), и с банковским кредитом как-нибудь сладилось, а потому их жизнь стала хотя бы немного полегче.
Вот таким добавлением автора хотелось закончить эту обыкновенную сельскую историю.