- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

«Молочное лекарство от бедности».

В самарском селе восстановили региональные традиции производства кумыса. Но чтобы сделать бизнес прибыльным, предстоит возродить еще и поволжское кумысолечение, от которого остались только легенды.

Председателя самарского СПК «Колхоз им. Куйбышева» Владимира Рогова можно застать на рабочем месте только в семь утра. Что и говорить, управлять сельским хозяйством, не вставая с кресла, еще никому не удавалось, тем более что хозяйств у Рогова два. Будучи руководителем «Куйбышева», в этом году он создал и собственный бизнес, выкупив у родного колхоза три коровника, более тысячи гектаров земли и склад под мастерскую. Во сколько Рогову это обошлось, он не говорит. Да и не в суммах дело. Активыто — одно название: недвижимость 60х годов прошлого века, да и куплена, по сути, у себя же.

Соблюдение формальностей — дело принципа. Несколько лет назад лошадник Владимир Рогов поехал в Оренбургскую область покупать лошадей для колхозной конноспортивной школы, что хотел организовать у себя в селе. Там и увидел производство кумыса и привез эту идею в Красносамарское. Деревенские лошадки тут же были мобилизованы на молочный фронт, в селе открылся кумысный цех, и производство заработало. Рогов покупал лошадей со всей округи, возил сюда делегации журналистов и местных властей, экспертов института коневодства, изучал технологии, оборудование, породы.

Колхозники считали, что их председатель «двинулся», признается Рогов. Поэтому когда встал вопрос о продаже лошадей (в прошлом году из-за неурожая колхоз залез в долги, и чтобы расплатиться по кредитам, начал распродавать имущество), он принял решение организовать собственное хозяйство. Взяв кредит, Рогов купил у собственного колхоза постройки, лошадей, землю под пастбища, а что не купил — то арендовал.

Так в Красносамарском появилось ООО «Пегас», а председатель колхоза стал директором частного предприятия. Теперь у него, помимо колхозных, есть собственные долги — только за купленные тракторы нужно возвращать около 1,5 млн рублей — и свои проблемы. Но на скептические замечания односельчан предприниматель уже имеет полное право отвечать, что теперь это не их коллективная забота.

Свое дело.

Сейчас в хозяйстве Рогова 180 лошадей, считая вместе с 25 чистокровными орловскими рысаками. Но эти — для души, а те — для денег, говорит председатель. Рентабельность кумысного производства доходит до 50%: себестоимость полулитровой бутылки кисломолочного напитка из кобыльего молока — 20 рублей, а отпускная цена, по которой она уходит оптовикам и в магазины, — 30. Кроме того, в отличие от коров, содержание лошадей обходится дешевле, отмечает Владимир Рогов. Сейчас на его предприятии работает 17 человек. Этим же составом, говорит он, можно было бы обслуживать стадо и в 2 раза больше, ведь мороки с лошадьми меньше, чем с коровами.

Например, зимой в помещениях содержится всего около 40 голов — только те, что с жеребятами, и дойное стадо, а остальные переводятся на подножный корм. «Основной табун — те, что уже выдоились, охолостились, молодняк, лепки (молодые кобылы), годовички придут с пастбища первого марта. Сейчас мы их пасем недалеко, загоняем на ночь на откормочные площадки. А когда озимые покроются снегом, угоним их в поле. Зимой лошади питаются тем, что отроют из-под снега», — поясняет Рогов.

Но даже при весьма небольших затратах для того, чтобы предприятие можно было назвать завидным бизнеспроектом, ему не хватает обемов. В год в Красносамарском получают всего около трех тыс. литров кумыса. Увеличить эту цифру непросто: хозяйство ограничено в возможностях. Несмотря на внушительный табун из 180 лошадей, дойное стадо состоит только из 20 (на дойку отправляются кобылы после того, как родят и выкормят жеребят). Доятся они в среднем от четырех месяцев до полугода, в день дают от 5 до 10 л молока, продолжает Владимир Рогов. В его планах — увеличить поголовье до полутора тысяч и развести наиболее продуктивную породу — русских тяжеловозов. Собственными силами этого можно добиться лет за 7, прикидывает он.

По линейке.

Расчеты председателя были бы беспроигрышными, если бы за увеличением предложения рос и спрос на кумыс, ведь продукт этот нишевый. «В принципе, нашему рынку хватает и 3 т, которые мы выпускаем сейчас, — признает Владимир Рогов. — В начале осени, когда спрос падает, мы даже сокращаем производство». Везти натуральный продукт в другие регионы — например, в Казахстан и Калмыкию, где он как национальный напиток популярен, не получится из-за короткого срока годности — всего 5 дней.

Увеличить потребление кумыса можно за счет выхода в торговые сети, с которыми «Пегас» напрямую пока не работает — не выдерживает стандартной для ритейлеров системы отсрочки платежа в полтора месяца. А также с помощью масштабной рекламной кампании. Но эти мероприятия требуют больших вложений, которые поднимут и без того высокие для непопулярного продукта розничные цены.

Директор «Пегаса» считает более приемлемым расширение продуктовой линейки, что может привлечь покупателя. Например, он планирует начать выпуск кумыса с пыльцой и пергой (так называемым пчелиным хлебом), а также напитка на основе сырной сыворотки и кумысной закваски. Сыворотку думает покупать в районе же, у местной сыродельни, которой поставляет молоко его колхоз. Стоимость продукта будет ниже, что сделает его более доступным, делится своими размышлениями Владимир Рогов.

Он намерен продавать не только кумыс, но и само кобылье молоко. «Сейчас в Волгограде разрабатывают проект по выпуску детского питания «Кобомил» на основе кобыльего молока, которое по своему химическому составу идентично женскому грудному. Мы могли бы стать одним из его поставщиков», — надеется он. А зимой Рогов собирается на переговоры в Германию — хочет поставлять молоко европейцам, известным адептам здорового питания и поклонникам экологически чистых продуктов. Автоклав, который нужен для стерилизации молока, уже найден, и в этом году оно должно поступить в продажу. В Европу молоко можно поставлять замороженным — особая технология позволяет сохранить все его целебные свойства.

Не продукт, а лекарство.

Самые амбициозные планы Владимира Рогова связаны с лечебными свойствами кисломолочного напитка из кобыльего молока, которые стали известны благодаря самарским врачам. Их успешно использовали в борьбе с туберкулезом — тяжелой болезнью XIX века, брезгливо окрещенной «болезнью бедноты», но не побежденной и сейчас.

Однако добиться через Минздрав присвоения красносамарскому кумысу статуса лечебнопрофилактического продукта не так-то просто. «Боюсь, придется продать весь колхоз», — грустно шутит предприниматель. И все же он надеется решить проблему — с помощью региональных чиновников. Рогов предлагает им выгодный проект: возродить региональные традиции кумысолечения и начать поставлять кумыс в диспансеры, санатории, пансионаты.

Кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения. Первыми готовить кумыс научились кочевые народы казахских и монгольских степей. Свою технологию приготовления кочевники веками хранили в тайне. Геродот, которому мы обязаны первым упоминанием о кумысе, утверждает, что воинственные скифы настолько боялись утечки информации об уникальном напитке, что ослепляли всех невольников, узнавших секреты его производства.

Приятное с полезным.

Первая в мире кумысолечебница была открыта в Самаре, в Овраге Подпольщиков, которому нынешний мэр вернул название Постникова оврага, земским врачом Нестором Постниковым в 1858 году. Городская управа сдала врачу в аренду 19 десятин земли для постройки лечебницы и около 700 десятин пастбищных угодий, где он стал разводить выписанных из Уральска лошадей и производить кумыс. В районе оврага было установлено 12 расписных башкирских юрт, в которых больным подавали кисломолочный напиток.

Позже были построены комфортабельные дома дачного типа, в которых размещалось около 60 меблированных квартир для приезжих, располагались врачебные кабинеты и процедурные комнаты. При лечебнице находились концертный зал, буфет, каретный двор, конюшня с лошадьми для верховой езды и т.д.

В Самару приезжали поправлять здоровье из Англии, Германии, Франции, Италии, Португалии. В лечебнице Постникова бывали члены царской семьи, здесь лечился и граф Лев Толстой. После революции в кумысолечебнице разместился детский противотуберкулезный санаторий имени Коминтерна. Потом там обосновался областной противотуберкулезный диспансер.