Мы уже привыкли к тому, что государство у нас помогает лишь в экстренных случаях. Но бывают ситуации, когда господдержка требуется и вполне благополучному хозяйству. Супруги Федор и Анастасия Шульга из села Коноково Краснодарского края сумели еще до всех нацпроектов организовать у себя мощную ферму. Но сейчас им потребовалось ее расширить — достроить свиноферму, организовать коровник. Нацпроект «Развитие АПК» позволит им сделать это с минимальными потерями времени и нервов.
«Раньше нам было сложнее — очень уж дорогие были банковские кредиты, — говорит Федор Шульга. — Теперь заемные деньги и кредитом-то стыдимся называть. Скорее, это ссуда от государства».
На самообеспечение семья Шульги переходила с крестьянской осторожностью, постепенно. Первой уволилась 5 лет назад с железнодорожной станции Анастасия. Ушла по состоянию здоровья.
«Посидела дома, а затем решила заняться откормом бычков, — вспоминает хозяйка. — Купили на ферме соседнего колхоза на свои сбережения 5 телят-отемышей, стали за ними ухаживать. Муж после смены на сахарном заводе приезжал и помогал. Продали мы их за 68 тыс. рублей и окупили все затраты».
После успешного эксперимента семья решила обзавестись целым стадом бычков. Но в старом сарайчике стаду явно было не развернуться. Поэтому взялись строить просторный бычатник. Строили по науке: с проектом, с разумным расположением подсобных помещений.
«На это своих денег уже не хватило, — рассказал Федор Шульга. — Мы взяли 100 тыс. рублей кредита в Сбербанке — на 5 лет под 19%».
Когда по-настоящему ввязались в дело, Федор Шульга понял — работать на два фронта не получается. И забрал свою трудовую книжку с сахарного завода. Федор так организовал работу, что на ферме, где нет ни автоматики, ни обилия механизмов, тяжелая работа сведена к минимуму, поскольку все рядом, все под рукой. От кухни, где крупорушка дробит зерновые смеси и где на газовой печи греется вода для запаривания каши, до двух десятков холеных бычков на привязи рукой подать. Сухие луговые травы тоже под боком.
«Мы наших бычков на луга не выгоняем, — раскрывает секреты Федор Шульга. — Держим на каше, сене и воде, отменный результат получается. Сенный корм обеспечивает высокую плотность мяса, за такой телятиной покупатели в очередь стоят».
Зерно ячменя, пшеницы, кукурузы, сои, гороха, овса супруги Шульга покупают у местных фермеров после уборки урожая, когда оно самое дешевое. Сразу 30 т, чтобы на весь год хватило. Сено тоже сами не косят, а заказывают фермерам-луговодам. Поскольку целинная трава ценней для животных, чем посевная люцерна или суданка с полей.
«Вместо положенных пяти лет мы погасили кредит Сбербанка за 3 года, — говорит Анастасия Шульга. — А чего не погасить, если доходы от продажи бычков вдвое превышают все наши расходы по ферме».
Вместе с сотрудниками администрации села Коноково мы подсчитали: одна семья Шульга своими быками обеспечивает годовую потребность в мясе для 50 человек.
Супруги Шульга утверждают: работа на бычатнике у них настолько отлажена, что остается свободное время. Вот и надумали они укрупнять свою ферму. Рядом с бычатником запланировали построить свинарник для породистых поросят.
«Замысел простой: получать от нескольких племенных свиноматок хорошее потомство и продавать молодых пятачков всем желающим, — поясняет Федор. — Потребность велика. Об этом можно судить по высоким ценам на нашем сельском рынке. Весной там поросят-молочников продают по полторы тысячи за голову».
Неизвестно, сколько бы времени зрел этот замысел, если бы не решение правительства включить в перечень приоритетных нацпроектов проект аграрный. Когда в семье Шульга вникли в особенности предоставления кредитов по нацпроекту, решили писать заявку.
«Я попросил 250 тыс. рублей на 5 лет, — говорит Федор Шульга. — Чтобы и на современный свинарник хватило, и на элитных хавроний. Несмотря на большую сумму, оформление кредита заняло лишь несколько дней — в отличие от первого раза».
На этот раз Шульга отдал предпочтение «Россельхозбанку».
«В нем за обналичку денег платить не надо», — обяснил свой выбор Федор Шульга, уже обжигавшийся на банковских хитростях. Условия кредита он называет льготными — 14% годовых — на 5 пунктов ниже, чем в прошлый раз. Да и эти годовые почти целиком Шульге государство компенсирует.
На кредитные деньги супруги Шульга уже закупили большую часть стройматериалов. С наступлением весны в их подворье уже началась новая стройка. Конкуренты подстегивают. Оказывается, по примеру семьи Шульга десятки дворов в их селе занялись откормом быков.
Но в последнее время появились трудности с реализацией мяса — оно подешевело. И если раньше администрация доплачивала 10 руб/кг живого веса, то сейчас расценки снизились до 7 рублей. Поэтому Шульга решил переориентироваться — перешел на производство молока. Просто молоком стало выгоднее заниматься. Литр молока 3% жирности стоит 7 рублей. А тут еще администрация Краснодарского края доплачивает селянам за каждый литр молока по 2 рубля. Шульга уже часть своего бычатника разделил и половину отдал коровам. Так что ежедневно Шульга сдает по 20 л молока на молокозавод. А если учесть, что жирность молока от домашних коров выше 4%, то молокозавод доплачивает еще 1 рубль за каждый литр. В месяц семья Шульга получает 6 тыс. рублей за молоко.
«Получить кредит в рамках проекта «Развитие АПК», действительно, просто, — комментирует ситуацию помощник директора филиала «Россельхозбанка» по связям с общественностью Татьяна Ковалева. — семье Шульга — пришлось только найти двух поручителей с соответствующей зарплатой и принести в поселковую администрацию справку, что им принадлежит садово-огородный участок. Все остальные хлопоты по оформлению кредита взяла на себя местная администрация, которая работает с филиалом нашего банка. В среднем оформление кредита может занять 3-5 дней. Федора Шульгу позвали только тогда, когда нужно было получать кредит».