Московские депутаты обявили войну трансгенным продуктам. Сейчас в МГД готовится новый столичный законопроект, который должен ограничить производителей, использующих в своих продуктах ГМ-компоненты. О предложениях городских парламентариев корреспонденту "Москвы" рассказала председатель комиссии по здравоохранению Мосгордумы Людмила Стебенкова.
Москва: Почему против трансгенных продуктов сейчас все так ополчились? Они действительно опасны?
Людмила Стебенкова: С трансгенами сейчас творится вакханалия. Никто еще не доказал, что они абсолютно безвредны для человека. Что такое трансген? С помощью генной инженерии ученые выделяют ген какого-нибудь организма и "встраивают" его в ДНК других растений или животных, чтобы получить новые свойства. Например, есть морозоустойчивый сорт помидоров со встроенным геном камбалы. Биологи утверждают, что все это обычная селекция. Но трансгенные растения, в отличие от обычных, не дают семян. Внедрение чужеродных генов других видов в организмы приводит к определенному генетическому сбою и к блокированию процессов размножения. Известный опыт доктора биологических наук Ирины Ермаковой на крысах, которых кормили модифицированной соей, еще одно подтверждение. Звери либо не могли иметь потомство, либо маленькие крысята рождались с врожденными уродствами.
Москва: Сторонники ГМ-продуктов говорят, что во всем мире уже давно употребляют пищу с трансгенными добавками. И ничего.
Стебенкова: Ну да, американцы за год седают огромное количество трансгенов. Но разве они самая здоровая нация в мире? Может быть, склонность к полноте, с которой сейчас борются уже на правительственном уровне, как раз от такой нездоровой пищи. К тому же в Америке введена четкая маркировка продуктов с ГМ-составляющими. И у человека появляется выбор покупать ему этот майонез или взять "натуральный". А у нас вообще можно не указывать на этикетке состав продукта все равно никто никакой ответственности за это практически не понесет.
"Американцы за год седают огромное количество трансгенов. Но разве они самая здоровая нация в мире? Может быть, склонность к полноте, с которой сейчас борются уже на правительственном уровне, как раз от такой нездоровой пищи".
Москва: В России сегодня выращиваются ГМ-культуры?
Стебенкова: В промышленных масштабах нет. И я считаю, что не надо этого начинать. В странах, где культивация модифицированной кукурузы, сои, хлопка и других культур поставлена на поток, это делается главным образом из-за дефицита земель. Ведь известно, что "улучшенные" с помощью биотехнологии культуры дают повышенный урожай. В России же и так огромное количество сельскохозяйственных полей просто простаивает. Зачем же заполнять их генетическими овощами?
Москва: Действительно ли есть планы сделать наш город зоной, свободной от трансгенных продуктов?
Стебенкова: Федеральное законодательство нам этого не позволяет. Но по крайней мере мы хотим обязать производителя указывать, есть ли в его колбасе, сосисках и консервах трансгенные добавки. Я считаю неправильным, что сегодня федеральный закон разрешает не маркировать продукты, где доля таких компонентов меньше 0,09%. По большому счету, потребителю абсолютно все равно, сколько ГМО (генетически модифицированные организмы) содержится в продукте. Потребитель просто должен знать, содержится или нет, и дальше уже решит самостоятельно, будет или не будет он это покупать.
Москва: Допустим, и сейчас некоторые производители в рекламных целях стали указывать на этикетках "продукт, свободный от генной сои". А экологи потом упрекают таких коммерсантов, что в их "освобожденном" товаре полно трансгенов. Кому верить?
Стебенкова: Действительно, сейчас в Москве есть проблема с контролем. Но мы собираемся создать в столице сеть специальных аккредитованных лабораторий, которые могли бы диагностировать содержание в продукте ГМ-компонентов. Сейчас их всего 9, необходимо больше ста. Хотя бы по одной в каждом районе.
Москва: Ну а чем это будет грозить бизнесменам-нарушителям?
Стебенкова: Мы собираемся сделать достаточно высокие штрафы с нынешних 10 МРОТ до 500 МРОТ (500 тысяч рублей). Если ГМО присутствует, а информация об этом скрывается от покупателей, значит, надо производителям, импортерам и продавцам сделать так, чтобы они поняли дешевле либо не использовать в своих продуктах ГМО, либо декларировать их использование. И тогда будет нормальная ситуация.
Москва: Вы говорили, что последствия влияния ГМО на человека никто толком не изучает. Может быть, Москва проявит инициативу в этом вопросе и выделит деньги на соответствующие исследования?
Стебенкова: А что? Вполне вероятно. Обязательно обратимся к мэру Москвы Юрию Лужкову с этим предложением.
Справка Известий: Где и какие трансгены выращивают?
США крупнейший в мире производитель и потребитель ГМО. 40% выращиваемой в стране кукурузы, 81% сои, 65% рапса и 73% хлопка трансгены. В Канаде широко распространены ГМ-соя и рапс. В Мексике культивируют ГМ-хлопок и кукурузу. В 2002 году Бразилия одобрила применение генетически модифицированной сои, что, возможно, положило начало легализации всех ГМО. В 1998 и 1999 годах здесь были наложены ограничения, практически заморозившие все работы в этой области. Однако, несмотря на запрет, в некоторых районах фермеры продолжали выращивать ГМ-сою; в некоторых штатах ее доля составляет 80% посадок этой культуры. В 1998 году, после принятия ЕС правил применения ГМ-продукции, Франция, Италия, Дания, Греция и Люксембург запретили ГМ-продукты.
Сейчас ЕС принял новые правила сертификации и маркировки ГМО и значительно смягчил свою позицию. В целом с 1998 г. ограниченным разрешением на выращивание ГМ-культур воспользовалась только Испания, где в незначительных обемах выращивают ГМ-кукурузу. На Филиппинах растет модифицированный рис. В Китае выращивание ГМ-растений шло полным ходом до 2000 года, когда правительство неожиданно ввело ограничения. Сейчас главное производство трансгенов здесь сосредоточено на хлопке. В Японии агробиотехнология один из приоритетов научного бюджета, несмотря на сильное сопротивление общественности. 38 ГМ-продуктов разрешены для коммерческого использования, еще 55 уже прошли исследования на пищевую безопасность в Министерстве здравоохранения, но ни одно не нашло коммерческого применения из-за отсутствия спроса. В Австралии бум ГМ-хлопка. На сегодняшний день в России разрешено к применению 13 трансгенных культур: 5 сортов кукурузы. 2 сорта картофеля, 2 сорта сахарной свеклы, 1 сорт риса, 3 сорта сои. Однако ни одно из этих растений не получило одобрения Госсанэкспертизы и поэтому выращиваться в нашей стране не может.