Разговоры по поводу угрозы срыва в регионе национального проекта «Развитие АПК» оказались сильно преувеличенными, а число воронежских участников проекта, напротив, — в несколько раз уменьшенным.
Заявление чиновников обладминистрации по поводу угрозы срыва национального проекта, наделало немало шума в средствах массовой информации. Вице-губернатор Воронежской области Иван Дубовской заявил, что из 5 сельхозпредприятий, одобренных минсельхозом для участия в проекте, ни одно пока не представило документов необходимых для получения кредита. Было сказано также, что если до мая ситуация не изменится, то регион в итоге может остаться без "национальных" денег.
Трудно себе представить, что сельхозпроизводители, которые последнее десятилетие жаловались на отсутствие долгосрочных и, главное, доступных кредитов, могут так просто от них, от долгожданных, отказаться. Речь идет о беспроцентном займе (две трети процентной ставки финансирует федеральный бюджет, одну треть — областной) на срок до 8 лет.
Корреспондент "РГ", дабы выяснить причину труднообяснимой пассивности сельхозпроизводителей, связался с руководством предприятий, входящих в состав передовой "пятерки". В холдинге, который собирается реализовать инвестиционный проект (на сегодняшний день — самый крупный из заявленных, с бюджетом 800 млн рублей) по строительству свинокомплекса на 70 тыс. голов, заявили, что у них все идет по графику — никаких срывов и никаких авралов.
На хреновском конезаводе, где намерены реконструировать старую товарно-молочную ферму и построить новую (бюджет около 200 млн руб.), чтобы за счет дойного стада поддерживать племенное коневодство, также заявили, что никаких оснований для паники нет: "Брать кредит и расплачиваться по нему будет наше предприятие, поэтому мы очень ответственно подходим к участию в проекте — сейчас идут переговоры с подрядчиками, согласование кредитной линии в банке. Выражаясь образно, с момента зачатия до рождения ребенка должно пройти 9 месяцев — это закон. Мы не будем гнать лошадей только потому, что одним чиновникам надо отчитаться перед другими".
Правда, насколько удалось выяснить, проблемы у сельхозпроизводителей действительно существуют, и связаны они в основном с формированием залоговой базы. К примеру, для получения кредита в 800 млн рублей необходим залог в 1,5 млрд — у редкого предприятия наберется столько имущества.
Однако, по словам заместителя директора воронежского филиала "Россельхозбанка" Ольги Гулянской, эту проблему можно решить: "Необязательно брать сразу все 800 млн, можно работать по принципу так называемого "револьверного" кредитования: взяли какую-то часть суммы, построили животноводческий комплекс, который уже сам может служить залоговой базой — под него можно взять еще часть средств. И так далее".
Одним словом, вопрос срыва проекта можно снять с повестки дня. Более того, как сообщила корреспонденту "РГ" заместитель руководителя областного управления по аграрной политике Валентина Малева, пятерка предприятий, отобранных в качестве участников национального проекта, не является истиной в последней инстанции. Имеется соответствующее письмо минсельхоза, где речь идет о том, что число участников может быть — и скорее всего, так оно и произойдет — увеличено.
Претендентам, в конечном счете, необходимо соответствовать нескольким критериям. Во-первых, поскольку речь идет, прежде всего, об ускоренном развитии животноводства, проект должен дать отдачу уже в этом году, либо в первом полугодии следующего. Во-вторых, первые работы (к примеру, начало реконструкции животноводческого комплекса) необходимо начать уже в мае. И, в третьих, инвестиционные проекты должны быть поддержаны региональной властью.
Сегодня на рассмотрении в двух филиалах крупных воронежских банках находится 21 заявка от крупных сельхозпроизводителей, намеревающихся взять кредиты. И это не конечная цифра.
Первоначально от области в минсельхоз было подано около 50-ти заявок, но сегодня далеко не все могут подтвердить свое желание стать участником проекта, поскольку средства, здесь предусмотренные, даются на условиях возврата, и соответственно работать они должны с максимальным КПД. Все это налагает на сельхозпроизводителей серьезные обязательства, выполнить которые под силу далеко не каждому.
Что же касается, малых форм хозяйствования, поддержка которых, как известно, также является приоритетным направлением проекта "Развитие АПК", то на сегодняшний день им выдано кредитов на восемь миллионов рублей, всего же заявок — на 10 млн. Если учесть, что в области имеется 4,2 тыс. фермерских и 410 тыс. личных подсобных хозяйств, то становится понятно, что количество заявок оставляет желать много большего. И на это тоже есть своя обективная причина: не нажили крестьяне столько залоговой базы, чтобы ее хватило для кредита.
По словам заместителя комитета по аграрной политике и земельным отношениям областной думы Николая Аверина, теперь, когда правительство сделало многое для поддержки сельхозпроизводителя, очередь — за местной властью. "Чтобы получить от проекта максимальную отдачу, нужна целенаправленная работа на всех уровнях власти, для чего в свою очередь необходимо предельно четко разграничить полномочия", считает Н. Аверин.
По мнению депутатов-аграриев, обладминистрации необходимо в первую очередь доработать нормативно-законодательную базу — в частности, увеличить в областном бюджете сумму ассигнований, предусмотренных на субсидирование процентной ставки по кредитам для сельхозпроизводителей.
Во-вторых, попытаться, используя возможности аграрного национального проекта стимулировать местную промышленность — за счет заказов на оборудование для животноводческого комплекса. Впрочем, специалисты утверждают, что эту задумку вряд ли удастся осуществить: даже если воронежским предприятиям и удастся наладить выпуск оборудования необходимого животноводству, то оно будет неконкурентоспособным — особенно если сравнивать с импортными аналогами. То есть если у животноводов будет выбор, какое оборудование покупать, они вряд ли сделают выбор в пользу отечественного производителя, тем более что в рамках национального проекта предполагается снизить пошлины на ввоз в страну сельхозоборудования.
В-третьих, аграрии предлагают региональной власти определить хозяйства, которые могли бы поставлять личным подворьям племенной скот.
Что касается руководителей районов, то им, по мнению депутатов, необходимо в первую очередь провести тщательную ревизию всех сельхозугодий. И, быть может, часть пашни передать под пастбища, которых сейчас катастрофически не хватает: бедолаги-коровы, чтобы прокормиться, скитаются по оврагам и берегам рек. Надо бы также решить проблему с местной ветеринарной службой. Сейчас существует практика, когда владельцы личных подворий прибегают к услугам ветеринаров, работающих на животноводческих предприятиях.
Это недопустимо, прежде всего, в целях безопасности: в Воронежской области у "частных" коров примерно раз в полгода обнаруживают сибирскую язву — страшно подумать, каковы могут быть последствия, если эта зараза проникнет на крупный животноводческий комплекс.
И, наконец, именно главы муниципальных образований должны озаботиться организацией сбытовой инфраструктуры — так называемых заготконтор, чтобы крестьянин мог без проблем реализовать мясо или молоко. Кстати, в областной администрации посчитали, что если у воронежских крестьян каждый день скупать излишки молока (которые сейчас им зачастую некуда девать), то за год они станут богаче на 800 млн рублей.
Большую работу предстоит проделать и главам сельского самоуправления. Для начала, к примеру, надо бы опросить хозяев всех подворий на предмет кто и чем хотел бы заниматься, провести индивидуальную разяснительную беседу на предмет участия в национальном проекте: "Понятно, что сейчас об этом говорят и в газетах, и по телевидению, но крестьяне достаточно консервативны и боятся быть обманутыми. Поэтому "живое слово", к тому же сказанное односельчанином, скорее способно его убедить". Еще один немаловажный вопрос — обеспечение комбикормами: местному главе, который собирается "сколотить" в своем селе группу животноводов, стоит наладить прямые хозяйственные связи с предприятиями, занимающимися производством этого продукта.
Одним словом, национальный проект "Развитие АПК" можно расценивать как своего рода тест на профпригодность для руководителей всех уровней — начиная от губернатора и заканчивая главой сельского поселения. Думается, результаты "тестирования" не заставят себя ждать.
Если у воронежских крестьян каждый день скупать излишки молока, то за год они станут богаче на 800 млн рублей.