Китайская народная Республика полностью победит нищету к 2050 г. — говорится в докладе Академии наук КНР. Статистические выкладки позволили китайским экономистам рассчитать даже среднемесячный доход китайца к середине XXI столетия. Как полагают, он составит $1,3 тыс., а жить граждане Поднебесной собираются в среднем до 80 лет. Согласно докладу к 2050 г. половина населения КНР будет владеть личными автомобилями, передает агентство «Синьхуа».
Верные национальной традиции раскладывать все по полочкам, стратегические прогнозисты из Пекина определили китайскому обществу две стадии трансформации на пути если не к светлому, то к сытому будущему. Первым этапом станет индустриализация страны. Сегодняшняя экономика страны преимущественно аграрной. Следующей стадией станет улучшение качества жизни как в городских, так и в сельских районах, при этом город и село достигнут одинакового уровня развития.
Конечно, предложенный план-график не идет ни в какое сравнение с лозунгами Большого Скачка конца 50-х годов прошлого века: «Три года упорного труда — и десять тысяч лет счастья!» И все же не покидает ощущение дежавю. Сначала укрепление материально-технической базы с выравниванием уровня жизни в городе и деревне. Вторым этапом, если не изменяет память, значилось воспитание нового человека — строителя коммунизма. Материально-техническую базу в СССР собирались создать за 20 лет, так что сроки, в общем, близки.
Экономические успехи Китая, помноженные на практически неограниченный человеческий ресурс, особенно впечатляют издали. Но именно этот ресурс при ближайшем рассмотрении становится тормозом многих благих начинаний. Например, в китайскую армию юношей берут по конкурсу. Конкурс огромный. Побудительных мотивов три — армия оденет, научит, а главное — накормит!
Самая уязвимая позиция Китая — размер ВВП на душу населения. Согласно официальной статистике, он в 2004 г. составил $1000. По этому показателю страна не входит даже в первую сотню государств планеты. Но официальная статистика не слишком достоверна. Государство проводит жесткую политику контроля над рождаемостью. Рождение второго ребенка без ведома властей карается крупным денежным штрафом, но эффективна эта мера только в городах. В сельской местности, где менее строгий контроль и высока потребность в рабочих руках, крестьяне рискуют и рожают. В результате в Китае появилось целое поколение «подпольщиков», не учтенных статистикой.
На практике реформы затронули лишь прибрежные провинции на востоке страны, в то время как население остальных регионов КНР живёт в нищете, при этом разрыв в уровнях развития между регионами увеличивается. В начале XXI века, несмотря на экономический рост, Китай столкнулся с рядом серьёзных экономических и социальных проблем: вырос разрыв в доходах между богатыми и бедными; выросла разница в развитии села и города, западных и восточных, особенно прибрежных, районов; увеличилась безработица. Проведены массовые чистки среди партийного и государственного руководства провинции Гуандун, обвиняемого в повсеместной коррупции. В Китае нарастают уличные протесты.
«Нам необходимо реально оценивать состояние китайской экономики, — заявил в интервью гонконгской газете «Саус Чайна Морнинг Пост» руководитель группы специалистов Академии наук КНР Хэ Чуаньци. — Несколько крупных успехов в городском развитии не могут свидетельствовать об общем улучшении качества жизни в национальных масштабах»,- подчеркнул он.
Начиная с 1980 г. китайская экономика растёт в среднем на 10% в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8% годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 г. приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.
Понадобится 75 лет, чтобы Китай стал развитой страной, и еще 20 лет на то, чтобы войти в первую десятку таких государств. Эти выводы содержатся в докладе «Китайская модернизация-2005», подготовленном Академией наук КНР. В своих оценках академики опирались на три показателя: валовой внутренний продукт на душу населения; доля населения, живущего в сельской местности; отношение обема валового продукта сельского хозяйства к общему обему ВВП. По совокупности данных показателей экономика Китая сегодня на 69-м месте в мире.
Прокомментировал эту ситуацию доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики МГИМО Николай Котляров.
ВОПРОС:
— Как Вы считаете, насколько реалистичен прогноз китайских экономистов о преодолении бедности и выравнивании уровня жизни китайцев к 2050 году?
Н. КОТЛЯРОВ:
— В целом за оставшиеся почти полвека можно успеть многое. Эксперты, правда, расходятся в оценках, какими темпами Китай будет развиваться в действительности. Сейчас в стране проживают около 150 миллионов бедных (по критериям, принятым ООН). Они тратят на себя 1 доллар в день. В Китае несколько иная методика, согласно которой бедными считаются те, кто тратит от 70 центов в день, так что по китайским подсчетам бедных лишь 60 миллионов. По заявлениям китайского общества «Малого достатка» «Сяукан» со своей задачей к 2000 году накормить китайцев они справились. Но дальше проблема встает более серьезная — реформировать и модернизировать страну. А с учетом социальной ориентированности китайской экономики — это процесс очень сложный. Ведь социальный взрыв в стране с населением 1 миллиард 300 миллионов человек — это не шутка! Однако реформы в любом случае ударят по населению, а модернизация производства спровоцирует сокращение рабочих мест. А в Китае и так около 12 миллионов безработных. С этими проблемами правительству Поднебесной будет не так-то просто справиться.
Я думаю, что такие заявления китайских ученых — скорее игра на популяризацию успехов партии, которая «неустанно заботится о китайском народе». Китайские ученые стараются воодушевить свой народ и одновременно показать мощь своего государства иностранным партнерам. Однако не думаю, что китайцам удастся побороть бедность полностью за такой срок с учетом такого огромного количества проживающих в Китае.
ВОПРОС:
— Считается, что реального количества проживающих в Китае не знают даже они сами. Как вы думаете, сколько китайцев на самом деле?
Н. КОТЛЯРОВ:
— По официальной статистике их 1 миллиард 230 миллионов. Однако я думаю, их полтора миллиарда.
ВОПРОС:
— Можно ли к 2050 году уравнять уровень жизни между селом и городом?
Н. КОТЛЯРОВ:
— Нет. Между ними пропасть только увеличится. В деревне люди живут очень бедно. А вот в городе, где в 80-х годах семья, имеющая велосипед, телевизор и швейную машинку, считалась зажиточной, теперь та же самая ячейка общества имеет все блага, которые привычны для жителей развитых стран.
ВОПРОС:
— Сейчас разрыв между развитыми восточными и отдаленными западными районами Китая очень существенный. Как вы считаете, возможен ли между ними конфликт из-за огромной пропасти в доходах?
Н. КОТЛЯРОВ:
— Такие опасения у самих китайских руководителей были и поэтому на последних сездах партии они заявили, что помощь западным провинциям — одна из приоритетных задач. Доходы людей, живущих в развитых восточных провинциях, в 6 раз превосходят доходы обитателей западных земель. Проблема осложняется тем, что на западных территориях проживают нацменьшинства, которые время от времени требуют суверенитета, однако китайское правительство этому активно препятствует. О расколе Китая после начала реформирования его экономической системы говорили многие эксперты, однако этого не произошло. Во многом потому, что китайцев в этой стране около 90% и остальные народы уживались там сравнительно мирно около 5 тысячелетий. Так что раскола Китая в ближайшем будущем ожидать не стоит.
ВОПРОС:
— Сможет ли Китай к 2050 году стать глобальной державой?
Н. КОТЛЯРОВ:
— На роль глобальной державы Китай претендовать не сможет. Америка сейчас тратит на развитие науки порядка 300 миллиардов в год. А Китай на эти цели выделяет 15 миллиардов. Разрыв очевиден и за 50 лет он не сможет быть сведен к минимуму, не смотря на хорошие темпы экономического роста порядка 8-10% в год.
ВОПРОС:
— Служба в армии Китая считается делом очень престижным. Ведь там кормят. Опасно ли это для россиян? Возможно ли военное столкновение?
Н. КОТЛЯРОВ:
— Не думаю. У нас сейчас с Китаем хорошие отношения. Хотя надо помнить, что в менталитете рядового китайца заложено положение, что Китай — центр вселенной. И действительно, нельзя этот факт сбрасывать со счетов, если учесть, что вдоль наших границ с российской стороны проживают 6 миллионов, а с китайской сосредоточены 300 млн человек.