- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

«Телята, поросята и денежки».

Поголовье крупного рогатого скота можно восстановить. Для этого нужны стабильность и целевая господдержка инфраструктуры на селе.

"Миллионером на селе стать тяжело", — говорит глава расположенного в Киевской области фермерского хозяйства "Боривка" Владимир Пивовар. В хозяйстве около тысячи голов крупного рогатого скота (КРС) и полторы сотни свиней. Коров выращивают на молоко, а свиней разводят пока только как маточное поголовье, их откорм — дело будущего. Фермер жалуется на неопределенную ситуацию с арендой земли (он арендует 1300 га): "Договаривался на пять лет, но договоренность разрывают, а землю продают. Останусь без земли, что мне тогда делать?" Ведь основная часть затрат в животноводстве — это корма: зерновые, силос, сено, которые хозяйство пока заготавливает самостоятельно.

Техника старая, оставшаяся с колхозных времен, покупать новую дорого: один трактор МТЗ стоит 82 тыс. гривен.

Собственных средств не хватает ни для увеличения поголовья, ни для производства продукции с большей добавленной стоимостью. "Я хотел открыть колбасный цех. Есть помещение (бывшая столовая), но только разработка проекта по переделке этого помещения под колбасный цех стоит 100 тыс. гривен", — говорит Пивовар. Владимир ни разу не брал кредиты: для фермера они слишком дороги (гривневая ставка — 18% годовых), краткосрочны и, кроме того, требуют залога, которого у него нет. Говорит, его устроил бы пятилетний кредит на миллион гривен под минимальный процент и чтобы первый год кредит не выплачивать.

Цыплята и поросята.

Аналогичных (по размеру сельхозугодий) сельхозпредприятий, по данным Госкомстата, в Украине четыре тысячи (7% от общего числа). Большинство хозяйств в стране имеют в распоряжении меньше земли. Это значит, что возможностей для ведения животноводства у них меньше, а проблемы с нехваткой оборотных средств стоят куда острее.

В целом, если в хозяйстве достаточно земли, ему выгодно заниматься животноводством и растениеводством одновременно (в советские времена была норма 1 га земли на корову, но сейчас животноводством занимаются и те, кто вообще не имеет земли, хотя закупка кормов обходится гораздо дороже, чем выращивание своих). Причем лучше иметь несколько направлений деятельности (например, выращивание зерновых и овощей плюс свиноводство и молочное скотоводство). Ведь это классическая диверсификация рисков: если прогорел в одном (к примеру, из-за снижения закупочных цен), то за счет другого направления хозяйство можно вытянуть.

Мелким хозяйствам многопрофильность не под силу, поэтому после развала колхозов народ предпочитал заниматься растениеводством, требующим меньших инвестиций. Вдобавок это сезонная работа — на зиму можно податься в город. Однако сейчас многоотраслевые хозяйства снова набирают силу: те, кто успел нарастить мускулы в растениеводстве, начинают заниматься животноводством. Кроме того, переработчики хотят обеспечить себя сырьем, да и капитал весьма охотно перетекает в сельское хозяйство из других отраслей. По словам директора Фонда поддержки фермерских хозяйств Киевской области Юрия Романюка, в животноводство области вложили средства компании, которые первоначально работали в сфере торговли и строительства.

Занимаясь животноводством и растениеводством одновременно, хозяйства имеют двойную выгоду: можно использовать отходы. Когда фермер сдает зерно на переработку, он вынужден забирать зерно мелкой фракции, высевки, которые не пропадут даром, если в хозяйстве есть скотина. Другой пример: при наличии животноводческого направления всегда есть удобрения. И транспортные расходы меньше, что очень существенно для экономики села, ведь дизель подорожал за последние два года более чем вдвое.

Заработать на животноводстве сегодня можно. Самая быстрая отдача в мясном птицеводстве: бройлер вырастает за 45 суток. Именно поэтому птицефермы первыми стали преодолевать последствия экономической разрухи 90-х. По данным Госкомстата, поголовье птицы за последний год увеличилось на 10%.

Основная сложность этого бизнеса состоит в высоких санитарных требованиях, поскольку при попадании инфекции на птицеферму все хозяйство может вымереть за считанные дни. Также нужен большой стартовый капитал, чтобы конкурировать на фактически монополизированном рынке с такими гигантами, как "Наша Ряба".

"Спрос на мясо поднялся. Два-три года назад свинина была не в цене, но все равно этим было выгодно заниматься. А сейчас цены на свинину хорошие, и растут они постоянно. Поголовье свиней в нашем хозяйстве увеличивается", — говорит Валерий Бульдович, глава фермерского хозяйства "Обериг", в котором также побывал "Эксперт". Видно, что оно зажиточное: есть перерабатывающий колбасный цех. Многие животноводы хотели бы замкнуть производственный цикл внутри хозяйства, но далеко не каждый может себе это позволить.

В целом нынешний год для свиноводов удачен: фуражного зерна много, и оно дешевое, а это основной корм для свиней. По данным Госкомстата, по состоянию на 1 ноября, в 2005 году впервые за последние три года поголовье свиней увеличилось на 3,0%, птицы — на 9,5%.

Как отмечают аграрии, тяжелее всего работать с крупным рогатым скотом (за последний год, по официальной статистике, поголовье коров уменьшилось на 6,9%). Тут нужны существенные начальные инвестиции, которые к тому же нескоро возвращаются. В частности, естественный прирост поголовья невысок: при 280 днях беременности корова в лучшем случае дает двух телят, тогда как свиноматка может приносить 20-25 поросят в год. К тому же поросенок вырастает до забойного веса за 6-7 месяцев, а теленок — за 2 года.

Да и вообще с крупным рогатым скотом больше мороки: если свиней кормят преимущественно фуражом, то коровам кроме него нужны еще силос, солома. Упадок мясного скотоводства в Украине связан с тем, что отдача от него меньше, чем от молочного. При одних и тех же затратах на корм молочная порода не только прибавляет в весе, но еще дает молоко, а это означает живые деньги каждый день. И потому говядина в Украине — это чаще всего побочный продукт молочного животноводства, а не результат выращивания мясной породы.

Не хватает денег и рук.

Но аграрии не унывают. Иван Мищенко из фермерского хозяйства "Свитанок" в беседе с корреспондентом "Эксперта" отметил: "Кто успел стать на ноги, тот может нормально работать. Если фермер обеспечен своей техникой, помещением для скота — это однозначно выгодно". Однако нужны немалые средства, чтобы начать свое дело. Например, теленок весом около 400 кг стоит минимум 6 тыс. гривен. Минимальное стадо — 50 голов — потянет на 300 тыс. гривен.

Львиная доля расходов придется на оборудование и аренду коровника, технику для параллельного занятия растениеводством, затраты на удобрения, аренду земли и персонал. Вот и получается, что для старта небольшого молочного хозяйства нужно около миллиона гривен. На литре молока сейчас можно заработать 50 копеек. Поэтому, учитывая надои с коров, потребуется семь-десять лет, чтобы отбить вложенные деньги.

Именно с необходимостью больших капиталовложений в животноводство и связан глубокий упадок этой отрасли. Сельхозпроизводители отмечают, что оборотных средств хватает для выживания, но не для развития дела. В то же время банковские кредиты слишком дороги для среднестатистического хозяйства и требуют залога, которого у многих нет. Кредитные союзы выделяют слишком маленькие суммы (до 5 тыс. гривен).

Что касается государственной поддержки, то, как уже писал "Эксперт", проблема заключается не в обеме ее, а в распределении. Она достается избранным, еще и запаздывает. Например, средства, предназначенные для компенсирования процентных ставок по кредитам, в Киевской области начали распределять только с июля, то есть в посевную даже избранные фермеры были лишены поддержки.

Еще одна проблема — рабочие руки. Специалистов нет, сельские жители пьют, как никогда раньше. Причем эффективные в городах менеджерские решения вроде увольнения или премирования не срабатывают: у хозяев нет выбора. Использование труда работников из более бедных регионов страны — лишь частичное решение этого вопроса. Как считает Юрий Романюк, при дефиците рабочих рук нужны современные технологии. Например, вся Европа держится на так называемых электронных пастухах или оградах.

Но о чудесах современной электроники можно только мечтать, ведь на самих фермах уход за животными зачастую не автоматизирован вовсе — это слишком дорого. "Сухой корм свиньям раздают вручную, воду шлангом разливают. Автоматизировать стоит тогда, когда в хозяйстве пять тысяч голов, а не тысяча", — считает Валерий Бульдович.

А еще крестьяне недовольны низкими закупочными ценами на продукцию. "Если три года назад я сдавал молоко по гривне за литр, то сейчас — по гривне двадцать, — говорит Пивовар. — А дизтопливо за это время насколько поднялось? Причем я сдаю молоко четырехпроцентной жирности, а они продают с жирностью 1,5-2,5%.

Если я не соглашусь продавать по такой цене, то купят у соседа". Пивовар продает молоко на третий молокозавод в Вишневом. Молодняк (бычков) сдает тому, кто больше платит: на Житомирский, Полтавский или Васильковский мясокомбинаты. Сейчас за телят дают примерно 5 гривен за килограмм живого веса, кроме того, хозяйство дополнительно получает госдотации — 1,3 грн/кг.

Старые вызовы нового времени.

Проблемы в животноводстве — следствие того, что продуманной поддержки села не было ни до, ни после приобретения независимости. В советское время сельское хозяйство щедро дотировалось, благо нефтяные доходы позволяли. В результате разгосударствления и потери идеологического стержня колхозы умерли, а альтернативной им схемы работы власть не предложила.

Поскольку государственная поддержка во времена СССР, как правило, проедалась, а не инвестировалась, сельхозпроизводители оказались не в состоянии работать без нее. За годы независимости стратегия развития сельского хозяйства менялась от правительства к правительству. Однако так и не была создана последовательная программа, которая учитывала бы мировые тенденции и чужие ошибки.

Как результат, за последние 15 лет поголовье скота в Украине уменьшилось в два-четыре раза. Теперь оно меньше, чем в послевоенное время. Ощутимый удар животноводство получило в 2003 году, когда крестьяне массово вырезали скотину из-за дороговизны кормов вследствие неурожая. За последние два года поголовье чуть увеличилось, но чтобы это стало ярко выраженной тенденцией, нужны стабильность и целенаправленная государственная поддержка. Сельское хозяйство дотируется во всем мире, однако виды господдержки и ее результаты отличаются в разных странах.

Ценовая поддержка, к примеру, составляет около половины всех дотаций в животноводстве и в Украине, и в Евросоюзе. В ЕС она привела к низкой эффективности сельского хозяйства, перепроизводству и торговым конфликтам с другими странами. Сегодня Европейский союз постепенно переходит к дотациям на единицу площади сельскохозяйственных угодий в хозяйстве, то есть обем дотаций не связан с обемами производства, как раньше.

Однако стоит помнить: в отличие от ЕС Украина пока еще не в состоянии обеспечить себя продуктами животноводства в достаточной мере. Поэтому дотирование цены и уровня производства, при условии строгого контроля над распределением субсидий, у нас актуально. По мнению "Эксперта", субсидии на голову скота можно увеличить за счет уменьшения дотирования стоимости горючего или удобрений, которые легче всего разворовать.

Став членом ВТО, Украина будет вынуждена постепенно отказываться от ценовой поддержки, дотаций производства и других мероприятий, которые искривляют производство или торговлю. Однако согласно правилам международного клуба наша страна имеет шанс воспользоваться переходным периодом, в течение которого можно постепенно менять режим господдержки без шоков для производителя.

Многие украинские фермеры ставят во главу угла даже не займы (уже привыкли рассчитывать только на себя), а стабильность. Чтобы планировать свою деятельность, сельхозпроизводитель хочет знать, что будет завтра с ценами на горючее, зерно, мясо, кое-кто мечтает о госзаказе. Тем временем один из цивилизованных способов уберечься от нестабильности — страхование сельскохозяйственных рисков — на Украине не развито.

Животноводство остается заложником урожая, ведь львиная доля затрат приходится на корма. В сезоне 2005/2006 гг. кормов достаточно, но что будет за этим прогнозным горизонтом, никто не знает. Чтобы сделать прибыльным выращивание КРС, считают эксперты Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), нужны инвестиции в новые технологии содержания и кормления. Например, большую часть скота можно удерживать на пастбищах, что позволит уменьшить использование капиталоемких помещений и увеличить потребление дешевых зеленых кормов.

По мнению старшего экономиста МЦПИ Евгении Ахтырко, для восстановления поголовья КРС нужны целевые субсидии на укрупнение хозяйств и селекцию. Даже если власть запустит такую программу в следующем году, учитывая лаг между вложениями и отдачей от них, в ближайшие годы поголовье КРС будет уменьшаться. Поскольку рост свиноводства и птицеводства не сможет компенсировать сокращение поголовья КРС, растущие запросы богатеющего населения будут покрываться за счет импорта мяса.

Тем временем животноводство ждут новые испытания: вступление Украины в ВТО. Уже согласовано около 98% таможенных тарифов. Несмотря на понижение пошлин в 2005 году, некоторые из них еще не вписываются в рамки, согласованные с Рабочей группой по вступлению Украины в ВТО.

Так, должны быть снижены импортные тарифы на курятину (это кровный интерес США) и молоко. Как считает научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Олег Нивьевский, сегодняшние тарифы на молоко очень высоки (от 0,1 евро за литр молока — "Эксперт"), и их снижение может негативно сказаться как на переработчиках, так и на производителях молока.

Кроме того, камнем преткновения в двусторонних переговорах с США является размер поддержки сельского хозяйства. Речь идет о так называемых мероприятиях "желтого ящика" — господдержке, искривляющей производство или торговлю. В Украине в 2005 году такая поддержка составила около 300 млн долларов (государственная поддержка агрокомплекса по отношению к ВВП в Украине примерно вдвое выше, чем в США или ЕС).

В зависимости от результатов переговоров с американцами максимальный обем поддержки сельского хозяйства может либо увеличиться (до 1,14 млрд долларов), либо сократиться (до 265 млн долларов). В то же время обем финансирования мероприятий "зеленого ящика" (они минимизируют искривления производства и торговли и дают долгосрочные выгоды сельскому хозяйству) не ограничивается правилами ВТО.

На последний метод поддержки сельского хозяйства украинскому правительству следует обратить внимание, учитывая наши евроинтеграционные стремления. Ведь Евросоюз постепенно переходит от ценовой поддержки и экспортных субсидий к выплатам на развитие сельской местности и повышение экологических стандартов.

Если этого не делать, Украина на долгие годы будет обречена на импорт мяса, хотя его она может с избытком производить сама. "Коневодство уничтожено. Нет преемственности поколений, поэтому нет специалистов. Та же ситуация в овцеводстве: оно осталось только в западных и южных областях, где есть традиции и старики, которые это дело знают", — говорит Юрий Романюк. Не хотелось бы, чтобы судьба овец и лошадей постигла и коров.