Причины, по которым быку можно дать имя Заяц, так и остались непонятными, но именно Заяц (производитель весом 1200 кг) представлял в минувшую пятницу перед Владимиром Путиным достоинства отечественного животноводства. Выставка, развернутая посреди калмыцкой степи, предваряла собой заседание президиума Госсовета.
Некоторые эксперты полагали, что главным итогом этого заседания должно стать решение Кирсана Илюмжинова поставить перед президентом вопрос о доверии. Их надежды не оправдались, впрочем, как и сугубо агропромышленные надежды многих членов Госсовета.
Глаз радовали тучные отары, табуны ахалтекинцев и расположившиеся на небольшом пригорке верблюды. Зайца и его коллег (вида весьма устрашающего и лишь незначительно уступающих ему в весе) разместили в клетках и на всякий случай надежно привязали. "Это, чтобы они к нему не тем не повернулись", — обяснили "Известиям". Кроме того, животноводство на этой выставке представляли: страус, сайгак и отдельно стоящая рыжая овца с вживленным чипом (чтобы с помощью современных технологий уточнять координаты стада). Путину больше всего понравились кони.
Дальнейшему углублению в тему должна была способствовать беседа с агропромышленниками, происходившая в белой кибитке. "По мясу тема очень острая, поэтому мы специально пригласили таких гигантов", — представлял собравшихся министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, имея в виду, что за столом собрались лидеры отрасли (о чем не менее выразительно, чем слова министра, свидетельствовали их костюмы и ботинки). Агропромышленники доказали, что лидерства добились заслуженно: у бюджета ничего не просили, применяли новый, но актуальный термин "частно-государственное партнерство", а если на что и сетовали — так единственно на то, что банки не дают достаточно длинных кредитов. Похвалы в адрес министра и фразы "Владимир Владимирович, будьте до конца жизни президентом" в этой обстановке казались почти ошибкой. В остальном настрой был деловой: нужны не столько льготы, сколько краткосрочная поддержка при запуске современных предприятий, которая потом окупится. Путин настрой оценил и сказал, по сути, то, чего от него когда-то так ждали крупные предприниматели: "Если только нефтью и газом торговать, то все загнется, в конце концов, так что хочу сказать: мужики, здесь полное доверие должно быть, чтобы мы могли лет на десять планировать, но здесь никто не должен, извините, соскакивать".
И, как ни странно, именно в калмыцкой кибитке выяснилось, кто именно должен быть примером для страны и правительства. Неожиданной, но очень серьезной похвалы удостоился Валерий Сердюков, губернатор Ленинградской области, к этому заседанию Госсовета отношения не имевший и на нем не присутствовавший. Путин с явным удовольствием вдруг отметил: "Ленинградская область совершила чудо, она уже удвоила ВВП! За три года!"
Заседание в элистинском Шахматном городке, где проходил сам президиум, на встречу в кибитке было мало похоже: губернаторы время не экономили, зато много уповали на бюджет и административные решения. Самым сдержанным оказался Кирсан Илюмжинов. Оппозиционные газеты в день приезда Путина произвели новый залп по главе республики: "В 2003 году на сельскохозяйственное производство было выделено из бюджета 44 млн 779 тыс. рублей, а на функционирование президента Калмыкии 38 млн 249 тыс. рублей и еще 8 млн 407 тыс. рублей на содержание постпредства при президенте РФ". Финал у спецвыпусков был такой: "Наверное, господин Путин, пусть он выбирает шахматы, народ Калмыкии не деревянные фигуры, а живые люди, так что хватит!"
На итоговое решение эти призывы влияния не окажут, однако многие эксперты полагают, что поездка Путина в Элисту является не чем иным, как признаком готовящейся смены региональной элиты. Срок полномочий Илюмжинова истекает лишь в 2007 году, но весьма вероятно, что вопрос о новом лидере Калмыкии будет решен гораздо раньше. Хотя источники "Известий" утверждают, что скорых перемен ждать не стоит, но тут же делают любопытную оговорку: "По крайней мере перед встречей Путина с Илюмжиновым так вопрос не стоял".
Но на Госсовете говорили, естественно, совсем о другом. Илюмжинов, например, напоминал о том, что "еще царское правительство отметило калмыцкий народ, который смог превратить бесплодную пустыню в богатый скотный и конный двор". Эмоции хлестали через край. "Противоградной службы нет! Космос украли!" — негодовал белгородский губернатор Евгений Савченко. "Рынок мяса птицы попал в руки ножек Буша!" — радовал слушателей бессменный орловский руководитель Егор Строев. У Путина просили: ужесточить квоты на импорт, активизировать госзакупки, а также в целях развития сельского хозяйства вернуть Алексею Гордееву вице-премьерский статус. Не просили разве что дождя. Хотя порой казалось, что и до этого было недалеко. "С вашей божьей помощью", — вдруг проскользнуло в речи краснодарского лидера Александра Ткачева. Путин был куда менее эмоционален и сообщил, что до конца года должен быть разработан закон о сельском хозяйстве. "Только без экстремизма!" — предупредил он руководителя думского профильного комитета Геннадия Кулика. А в остальном, пообещал президент, "будем поливать и вздабривать".