Принятие закона о государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств для многих, живущих на селе стало спасительной соломинкой. Если на подворье хрюкают хавроньи, а в базу стоит буренка, да еще не одна, спокойнее и за себя, и за детей и внуков.
Теперь, когда за сданное молоко и мясо приплачивают еще и из краевой казны, когда купить животных можно, взяв кредит в банке, и к тому же получить субсидии да еще обзавестись наделом в 1,5 га, народ в станицах и хуторах гораздо смелее берется за выращивание скота. Особенно там, где коллективные хозяйства развалились, и иной работы практически нет.
В Гулькевичском районе, где разоренных сельхозпредприятий, как и бесхозных необрабатываемых земель, нет, люди всякую живность держали и прежде. Да и как без нее на селе, тем более что после уборки урожая и работающие, и пенсионеры исправно получают зерно, а значит, кормами свое подворье в основном обеспечивают. Когда в районе провели ревизию, то насчитали ни мало, ни много, а свыше 11 тыс. личных подсобных хозяйств, где содержится около 11 тыс. свиней, 3400 голов крупного рогатого скота, главным образом коров. Этот сырьевой ресурс активно используют переработчики: филиал фирмы "Белый медведь" и Кропоткинский молкомбинат организовали 5 передвижных заготовительных пунктов.
С начала года им удалось закупить у станичников и хуторян свыше 700 т молока. И теперь главный специалист райсельхозуправления Владимир Грибунцов, который занимается развитием личных подсобных хозяйств в районе, готовит документы на получение населением субсидий — по 1 рублю за 1 кг сданного молока. Кроме него, заготовительные пункты потребкооперации, которые здесь сумели сберечь от развала, принимали у людей еще и мясо, на которое тоже положено получить субсидии.
— На первом этапе очень много организационной работы, приходится оформлять массу документов, — показывает Владимир Николаевич увесистые папки только по 2 сельским округам. — Одна надежда: когда внесем всю базу данных в компьютер, станет проще прослеживать процесс сдачи сырья на переработку и поступление субсидий на расчетные счета населения.
Только у "Белого медведя", например, около 500 сдатчиков молока. Платит фирма немного больше других, да еще к этой сумме краевой рубль добавляется. И народ быстро смекает, где выгодней. Конечно, не все владельцы коров с бидонами приходят на приемные пункты. Но тут дело добровольное: есть время и транспорт — можешь везти молоко на рынок и сам стоять у прилавка в ожидании покупателя. Но в таком случае на доплату из бюджета не рассчитывай…
Со времени переписи ЛПХ большого притока желающих завести на подворье скотинку в районе не наблюдается. Видно, кто имел к этому делу интерес и охоту, тот принятия закона не дожидался. Однако резервы развития личного подсобного хозяйства еще не исчерпаны. Начальник управления сельского хозяйства Николай Головин считает, что увеличить поголовье скота в районе можно за счет привлечения фермеров, которые, как правило, сами не горят желанием заниматься животноводством. Предлагаемая им схема проста: фермер приобретает корову и передает ее владельцу земельного пая, находящегося у него в аренде, обеспечивает кормами и таким образом стимулирует и развитие отрасли, и ЛПХ.
Но большая надежда все-таки на переработчиков. При столь медленно поворачивающемся к крестьянину банковском капитале наиболее реально и оперативно получить кредит можно только через перерабатывающие предприятия.
Именно с просьбой помочь оформить документы и обращаются к сельхозуправление люди: банки неохотно занимаются выдачей мелких кредитов — масштабы не те, возни много, прибыли мало… Вот и приходится вмешиваться, разрешать проблему. Хотя порой приходят в управление с планами наполеоновскими, как, например, житель села Лебяжьего: хочу, дескать, расширить свое личное подсобное хозяйство. К свиньям и корове с теленком добавить еще скота, а посему надо бы кредит оформить тысяч на 500 рублей. Пришлось отказать — такому поголовью на 1,5 га тесновато будет. Но сам факт обнадеживающий: если не боится частник брать такую большую сумму в долг, значит, уверен в эффективности и перспективах развития своего подворья. С чем не обращается население за помощью — так это по поводу кормов. Видно, решает этот вопрос самостоятельно. В СПК "Наша Родина", кстати, 20 лет продают желающим зеленую массу. Едва начался первый укос, повезли на свое подворье станичники люцерну по 250 рублей за тонну. Раньше, помнится, владельцы коров и коз подчистую выкашивали все лесополосы и неудобья. Вот только ныне нигде косарей мы не встретили, хотя пора сенокосная и трава в лесополосах поднялась в пояс.