Недавно глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что "ежегодные потери России из-за того, что она пока не входит во Всемирную торговую организацию, составляют более $20 млрд", причем "присоединение к этой организации позволит российскому агропромышленному сектору получать ежегодный совокупный уровень господдержки не $2,5-3 млрд, как это происходит сегодня, а порядка $13 млрд".
И таким образом "сельское хозяйство России окажется в наиболее выигрышном положении после вступления страны в ВТО". Более того, Греф заявил, что нахождение страны в составе ВТО позволит "вводить защитные меры против поставок из ЕС сельхозпродукции либо получать за это компенсацию. Кроме того, при вступлении в ВТО Россия не будет снижать ни один импортный тариф на сельскохозяйственные товары".
На самом деле это не совсем так. Дело в том, что правила ВТО единообразны для всех его участников и не позволяют держать высокие ввозные пошлины. Ибо в случае таких пошлин смысл "общего торгового пространства" просто теряется, как и теряется смысл самой ВТО. По правилам импортные пошлины не должны превышать 5%, чтобы ввозной товар мог конкурировать с производящимся в стране.
Конечно, могут сказать, что ЕС для своих сельхозпроизводителей имеет уровень господдержки в 50%, а Россия — только 1 %. Но не секрет, что господдержка фермеров и их продукции является постоянным поводом разборок внутри ВТО и бесконечных жалоб стран-участниц друг на друга.
Теперь поговорим о цифрах. Некоторые аналитики-аграрии считают, что поддержка агрокомплекса государством в размере не менее $13 млрд. ежегодно в течение как минимум 3-5 лет должна осуществляться не после, а до вступления России в ВТО. Почему? Потому что необходимо довести до приемлемого уровня эффективность отечественного сельхозпроизводства, что позволит ему не "умереть" после массированной экспансии относительно дешевых западных товаров на российский рынок. И потому, что разрушена инфраструктура (она и в СССР была не больно-то хорошей), отчего теряется треть урожая до перевозки его в хранилища, и потому, что износ основных фондов предприятий уже достиг критического уровня (65-70%), рост цен на ГСМ головокружителен и т.д. и т.п.
Однако $13 млрд. ежегодно в течение пяти лет государство на поддержку аграриев выделять не сможет. Причин — две. Первая — приоритеты по расходам до 2008 г. отданы силовикам. Вторая — если деньги и найдутся, до конечного пользователя они не дойдут, а будут растасканы. Потому что нет механизма распределения и контроля за использованием выделенных средств. Нет, наконец, никакого Крестьянского банка, как при Столыпине.
Но пострадает не только агропром. То же самое ждет и российскую автомобильную промышленность — и по тем же причинам. Если 35-процентную пошлину на ввоз иномарок, особенно в ценовой нише продукции ВАЗа, придется отменить (а придется, иначе в ВТО не примут), то на российский рынок хлынет гораздо более качественная, чем вазовская и газовская, продукция. Вполне возможно, что европейские, южнокорейские,японские и китайские производители станут продавать свои машины в России на вполне приемлемых для потребителя условиях кредита и рассрочки. Выдержат ли ВАЗ, ЗИЛ, КрАЗ и ГАЗ войну ценовую и войну качества? Смогут ли они предложить лучшие условия и лучшее качество своих легковых и грузовых автомашин, лучшую систему послепродажного сервиса? И тогда он рухнет, а вместе с ним — рабочие места, и нетолько в автопроме. Кто-то скажет, что зарубежные автогранды понастроят свои сборочные заводы в России и этот процесс уже идет. Верно, идет. Но это уже не национальный автопром и не национальные доходы.
Так стоит ли вступать в ВТО, будучи не готовым к этому? ВТО сейчас выгоден только нефтяникам и металлургам. Все остальные к нему не готовы.