У проблемы вступления России в ВТО множество граней. Все они по-разному важны и значимы для отечественной экономики. Что же касается продовольственного аспекта, фактически обеспечивающего безопасность страны, тут разговор должен быть особым. Какие же требования предявляются к агропромышленному комплексу страны, достойной вступления в ВТО?
Основополагающими документами по сельскому хозяйству стран — членов этой международной организации являются три соглашения так называемого Уругвайского раунда: "Соглашение по сельскому хозяйству", "Соглашение о санитарных и фитосанитарных стандартах" (СФС) и "Соглашение о технических барьерах в торговле" (ТБТ). Если с двумя последними все более-менее понятно (они направлены на унификацию санитарных, фитосанитарных и технических мер), то о первом стоит поговорить особо.
Соглашение по сельскому хозяйству затрагивает три аспекта. Во-первых, это доступ к рынку сельхозпродукции зарубежных товаропроизводителей, во-вторых, экспортные субсидии на продукцию агропромышленного комплекса и, в-третьих, политика внутренней поддержки сельского хозяйства. Проще говоря, от России требуют, чтобы она сняла все ограничения по доступу на внутренний рынок иностранного продовольствия, ликвидировала таможенные барьеры, отказала нашим еле живущим сельскохозяйственным комплексам и фермерским хозяйствам в субсидиях. Не стоит и говорить, что эти меры вторично с головой окунут отечественного товаропроизводителя в такую "рыночную" стихию, что "быть бы живу". Какой уж тут экспорт…
"Открытый рынок" многие хорошо запомнили по началу 90-х, когда пустые прилавки советских магазинов заполнили красочные колбасы и прочие продукты импортного производства. Разочарование наступило довольно быстро, когда количество так и не переросло в качество. Понятно, что на Западе есть и седобные продукты, но их экспортируют гораздо реже, поскольку они существенно дороже.
Сторонники вступления России в ВТО считают, что при отмене заградительных пошлин к нам будут попадать качественные продукты. Как будто от поставки некачественных торговцы так просто возьмут и откажутся. И уж совсем забывают про тот факт, что худо-бедно оперившийся отечественный агропромышленный комплекс окажется в условиях жесточайшей конкуренции, которую без государственной поддержки ему не осилить.
Второй аспект "Соглашения о сельском хозяйстве" прямо вытекает из первого. Прекращение субсидирования сельского хозяйства декларируется как переход агропромышленного комплекса на рыночные рельсы, создание условий для свободной конкуренции и борьбы за потребителя.
Следует признать, что и в настоящий момент наше сельское хозяйство крайне неэффективно. И это не позволяет увеличить обемы производимой отечественным агропромышленным комплексом продукции, так что ее не хватает даже для внутренних потребностей. Большие налоги, тяжкими гирями висящие на сельском хозяйстве, и отсутствие инвестиций не позволяют ожидать сколько-нибудь значительного улучшения ситуации.
Надежда на иностранные инвестиции тщетна хотя бы потому, что иностранцам запрещено покупать землю. Вот и получается, что в случае вступления России в ВТО по всем правилам не будет ни субсидий, ни инвестиций для отечественного сельского хозяйства. А это не что иное, как уничтожение отечественного агропромышленного комплекса России и потеря нашей страной продовольственной независимости (в связи с полным господством импорта). Чем это может обернуться, обяснять излишне.
Интересно, а так ли уж соблюдают все прописанные соглашения страны, которые уже входят в ВТО? Так ли они выполняют принятые на себя обязательства? Известно, что Евросоюз постоянно субсидирует свой агропромышленный комплекс: через адресную помощь хозяйствам или отмену налогов, когда продукция идет на экспорт. Зачастую за экспортную продукцию даже доплачивают — этакая премия за труд в обход рыночных законов конкурентности. Соединенные Штаты Америки также трепетно заботятся о своих фермерах, доплачивая им за каждый засеянный гектар земли. А Китай, недавно вступивший в ВТО, уже успел забыть все свои обязательства и часто просто игнорирует требования уважаемой международной организации.
Приведенные выше факты способствуют не очень веселым выводам. Получается, что ВТО — это воплощение римской поговорки Quod licet Jovi non licet bovi, то есть: "Что позволено Юпитеру, не позволено быку". В роли быка, как это ни прискорбно, в данном вопросе выступает наша страна. И судя по развитию переговорного процесса, то ли власти предержащие этого не видят, то ли все это кому-то выгодно.
Как-то не хочется верить, что все заявления правительства о защите национальных интересов не более чем просто слова. Так, в эти дни министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф принимает участие в 16-й встрече министров иностранных дел и торговли стран — членов межправительственного форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), которая проходит в г. Сантьяго, Чили.
В рамках мероприятия министр Греф проведет ряд двусторонних переговоров с министрами стран — членов АТЭС по вопросам торгово-экономического сотрудничества и присоединения России к ВТО. Представители власти не сомневаются, что АТЭС подтвердит свою поддержку присоединения России к ВТО. Тем более что все стороны заинтересованы во взаимодействии в сферах энергетики, сельского хозяйства, транспорта, информационных технологий и экологии. Говорят и о заинтересованности в содействии предпринимательству. В общем, звучит обнадеживающе, лишь бы предпринимательство не только об этом слышало, но и чувствовало это на деле.