На этой неделе в Вашингтоне проходит очередной раунд переговоров о присоединении России к ВТО. На нем обсуждается вопрос, как бы с этим и не связанный: регулирование импорта мяса в Россию.
Сейчас импорт огромен: 420 тыс. т говядины, 450 тыс. т свинины и 1,05 млн. т легендарных ножек Буша. При этом из-за субсидирования сельского хозяйства в Европе и США он относительно дешев.
В начале 2003 года правительство России ограничило импорт мяса, чтобы он лишь покрывал разницу между спросом и российским производством. Это не просто закрепило восстановительную тенденцию (производство мяса птицы достигло почти половины потребления и росло по 1015% в год), но и привело реальные инвестиции в птицеводство России. За ближайшие 23 года российское птицеводство могло сократить импорт в 2,5 раза до 400 тыс. т. Но и тут американцев готовы потеснить бразильцы, согласные на меньшие цены.
Спасательный круг США бросил бывший заместитель Грефа, начальник департамента МЭРТ Медведков, который предложил в сжатые сроки утвердить проект соглашения с США.
Прежде всего, несмотря на возможность насытить рынок отечественной продукцией, либералы планируют рост импорта. К 2009 году квоты на импорт говядины должны вырасти на 7%, свинины на 12%, мяса птицы на 19%. Пошлину на сверхплановые поставки свинины намечено снизить вдвое с 80 до 40%, что делает возможным дополнительный импорт. Ряд категорий мяса выводится из квот, что позволяет нарастить импорт, например, мяса птицы еще на треть на 350 тыс. т в год.
Россия добровольно должна отказаться от защитных мер на случай демпинга и от всей действующей системы ветеринарного контроля импорта мяса, что грозит подрывом здоровья россиян.
Ключевой пункт соглашения передача распределения квот на импорт мяса самим американским поставщикам. Это лишит российских импортеров права выбора партнеров: американцы будут поставлять свое мясо тем, кому захотят. Весьма вероятно, что они откроют свои филиалы и будут продавать продукцию сами себе, еще и зарабатывая на разнице цен. Как это и произошло в Европе. Потери России только на мясе птицы составят не менее 250 млн. долл. в год.
Но главное, что американцы в силу обективных законов рынка быстро составят неформальный картель, жестко определяющий цену импорта. В первые год-два цена будет снижена, что уничтожит российское птицеводство. После же устранения конкурентов импортеры станут полными хозяевами на рынке нашей страны и смогут устанавливать на свою продукцию любые, как угодно монопольно завышенные цены.
Изюминка лоббируемого соглашения в том, что, если американцы не выберут свои квоты, Россия не сможет ввезти недостающее ей мясо из других стран без их разрешения. Зато на следующий год могут завалить окорочками, с учетом недопоставок.
Однако ультимативное навязывание этого соглашения вызвано не империалистическим заговором: по некоторым данным, с инициативой передать в руки американских монополий контроль за российским рынком мяса птицы (а европейским монополиям рынки говядины и свинины) осенью 2003 года на торговых переговорах в Токио выступил не кто иной, как представитель России Медведков!
Его подарок был не менее сногсшибательным и внезапным, чем горбачевская капитуляция 15-летней давности. США понадобилось полгода, чтобы поверить в отсутствие подвоха: второе поколение гайдаровцев собирается передать им российскую экономику во внешнее управление почти так же, как когда-то передало первое. Разумеется, исключительно в целях борьбы с коррупцией, которая бывает только в России, а в США, как можно понять, полностью отсутствует.
Удивительный случай: против колониальных предложений либеральных фундаменталистов единым фронтом выступили обычно не терпящие друг друга производители, импортеры и регулирующие рынок представители Минсельхоза. Но решение скорее всего, как это принято в складывающейся системе управления, будет принимать один-единственный человек президент.
Ракетно-квасные патриоты трепещут при мысли о возможности передачи ядерного потенциала России под контроль США под предлогом неспособности защитить его от коррупции и террористов. Однако, если под внешнее управление будет передан рынок мяса, позволяющий напрямую влиять на настроения и самочувствие десятков миллионов россиян, заботиться о защите ядерной компоненты национального суверенитета будет уже поздно.
Эксперт МК Сергей Лисовский, член СФ:
Это недопустимая ситуация. Дело не столько в экономических показателях, сколько в здоровье нации. Ведь более половины фабрик, которые посещают наши ветеринарные инспекции из Минсельхоза в США, не аттестовываются по нашим нормам. А в этой ситуации мы даже не сможем отследить, откуда что идет. Надо еще понимать, что американское мясо самое плохое по качеству. Бразильское мясо в Европе продается, а американское нет, потому что не проходит по санитарным нормам ЕС.
Как я понимаю, это делается как очередная уступка для вступления в ВТО. Но ведь уже столько уступок было сделано! И я уверен, что, даже если мы пойдем навстречу американцам, они нас все равно обманут и найдут еще какую-нибудь проблему.
Еще раз повторю: это огромный риск отравления нашего населения. Ведь вместо того чтобы окорочка утилизировать (в них собирается до 80% всех вредных веществ), американцы продают их нам. Утилизация стоит расходов, а здесь они еще и прибыль получают. Сами едят грудку, а нам продают фильтр, где все оседает. Я бы не стал говорить о возможности демпинга. Это скорее уже экономический обман.
Справка МК.
Между тем позиции Минсельхоза в вопросах о квотах остались неизменными. Буквально позавчера их еще раз подтвердил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, заявивший, что Минсельхоз категорически против предложений, по которым распределять квоты будет не российская сторона, а сами поставщики мяса, в первую очередь США. Тем более что в последний год российский птицепром вырос на 18%.
Кто победит в этой борьбе чиновников за рацион россиян решит только президент.