- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Хлебный парадокс: зерно дешевеет, булки дорожают. Пекари хотят больших прибылей.

В среду представители Российского союза хлебопекарей (РСП) собрали журналистов на пресс-конференцию, главной целью которой было обяснить, почему в стране будет дорожать хлеб.

И хотя у хлебопеков были свои аргументы в пользу постепенного повышения цен, эксперты зернового рынка считают, что причин для подорожания хлеба пока нет. Собственно, зерно не растет в цене уже более четырех месяцев.

Как заявил президент Российского союза пекарей Анатолий Косован, хлебопекарные предприятия хотят работать хотя бы с минимальной рентабельностью. Не то, чтобы они работали в убыток себе, но их рентабельность не везде превышает планку 15%. Собственно говоря, эту психологически важную планку хлебопеки установили сами себе, «исходя из интересов развития бизнеса».

Главной причиной повышения цен Косован назвал подорожание зерна и, соответственно, «непрогнозируемое и резкое удорожание муки». Конечно, за этот период поднялись цены на электроэнергию и горюче-смазочные материалы. Однако РСП полагает, что «дороговизна муки — основной фактор, повлиявший на рост цен хлеба». По данным РСП, цена на пшеничную муку высшего сорта увеличилась в среднем по стране с 4410 рублей за тонну в январе 2003 года до 9100 рублей в мае 2004 года (более чем в два раза), а ржаная мука с 2230 рублей до 6680 (почти втрое). При этом цена на хлеб поднялась за этот период только на 30%. Поэтому, как заметил гендиректор ОАО «Мосхлеб» Михаил Коваленко, хлебопеки имеют право повышать стоимость хлеба и дальше, поскольку «темпы роста цен на хлебобулочные изделия значительно ниже темпов роста цен на муку и другие виды сырья и услуг».

Однако, как сообщил Стране.Ru аналитик зернового рынка Института конюнктуры аграрного рынка Игорь Павенский, «с точки зрения зернового рынка сегодня нет никаких оснований для подорожания хлеба». В последние недели стоимость тонны зерна уменьшается не менее, чем на 150 рублей в неделю. Сегодня наиболее часто используемое зерно третьего класса стоит 5500 рублей за тонну, а четвертого — 5180. Причем, мукомолы обычно имеют двухмесячные запасы зерна, а хлебопеки — месячный. Таким образом, сегодня хлеб пекут из зерна, закупавшегося мукомолами 3-4 месяца назад. Но и тогда зерно понемногу дешевело.

Кроме того, уже недолго осталось ждать до поступления на рынок зерна нового урожая 2004 года. Традиционно в этот период цены на зерно на внутреннем рынке существенно опускаются. Так что налицо будут и явные предпосылки для снижения цен. Единственный фактор, который играет в июне на повышение — это обещанный нефтепромышленниками рост цен на бензин и дизельное топливо не менее чем на 12% в течение июня. Однако 70% от стоимости муки сегодня составляет стоимость зерна, а 85% от стоимости хлеба — стоимость муки. Таким образом, стоимость ГСМ имеет значительно меньшее значение для ценообразования готового хлеба. К тому же скоро зерно начнет дешеветь еще более быстрыми темпами.

Эту ситуацию косвенно признает и Михаил Коваленко, который заявил, что не видит факторов для повышения цен в близкой перспективе. Поэтому он полагает, что хлебопеки будут применять ползучее повышение цен (на 1-2% в месяц) с целью добиться большей прибыльности своего бизнеса: «надо понимать, что хлеб — это такой же товар, как все остальное, а особый социальный товар, как в советский период». Таким образом, рост цен обясняется только желанием хлебопеков зарабатывать больше.

Все эксперты хлебного рынка признают, что в Москве снабжение и ценообразование на зерно и муку поставлены образцово. При этом стоимость буханки хлеба стоит в столице 10-15 рублей. В Липецке вопросы снабжения решаются не столь блестяще, однако ОАО «Липецкхлебмакаронпром» извлекает прибыль при цене булки хлеба не более 8 рублей. О продаже буханки по 10 рублей гендиректор этого предприятия Валерий Абашкин может «только мечтать». Таким образом, работая почти в равных условиях, московские предприятия извлекают куда большую прибыль, что и является предметом зависти для их коллег и стимулом для роста цен. Единственное, что останавливает российских хлебопеков от быстрого повышения цен — понимание, что дорогой хлеб будет очень плохо продаваться.