В России в разгаре весенне-полевые работы, а чиновники и ученые уже пекут прогнозы из будущего урожая.
Четверть России — все ее деревенское сословие в 39 миллионов душ — высыпала в поля. Весенний день год кормит. И деревня, не жалея жил, сеется.
Чиновники Минсельхоза уже строят прогнозы: будем ли мы в этом году с хлебом? Свои расчеты выдает и ЦРУ США, которое следит за каждым нашим трактором со спутников. Даже горожане, видевшие булки только в магазинах, загибают пальцы: из-за скудного урожая в прошлом году хлеб подорожал на 30%!
Чего ждать теперь?
Минсельхоз против ЦРУ.
Накануне сева Владимир Путин вызвал министра сельского хозяйства Алексея Гордеева на ковер. Вопрос стоял один: как не допустить нового подорожания хлеба? Министр обещал посеять зерна больше, чем в прошлом году, — вместо 40 млн. гектаров 42 млн. И уже в мае не без удовольствия обявил: дела идут замечательно, хлеба по осени соберем 75 млн тонн! Против 68 млн. тонн 2003 года это совсем неплохо. Хотя и хуже, чем в 2002 году, когда Россия засыпала в амбары 85 млн тонн и булки практически не дорожали. Да еще 15 млн тонн зерна наши сельские олигархи смогли перепродать за границу, наварив на этом $2 млрд.
Если прогноз министра сбудется, цены на хлеб будут расти в рамках инфляции — не больше 10% за год.
Оптимизм министра коварно подмочил прогноз ЦРУ. Американцы опубликовали доклад, в котором говорится: «Ввиду снижения урожая и недостатка кормов в России ожидается сокращение поголовья скота». Вместо 22,3 млн. коров и бычков у нас к концу 2004 года должен остаться 21 млн. «России придется покупать мяса за рубежом больше, чем предполагалось», — потирают руки американцы.
Кому же верить?
Будут россияне с хлебом и мясом? Или придется жить, как при Советском Союзе, который в обмен на газ и нефть закупал за границей по 40 млн. тонн пшеницы в год?
Закрома Родины пусты.
Чтобы прокормить саму себя, России требуется как раз 75 млн. тонн зерна: 23 млн. — на пироги и булки, 38 млн. — на корм скоту, 12 млн. — на семена и еще 2 млн. — на спирт. Как же без спирта? Да без него хуже, чем без хлеба!
В прошлом году мы не голодали, собрав 68 млн. тонн, только потому, что оставались запасы от урожайных 2001 и 2002 годов. Иначе хлеб в стране подорожал бы не на треть, а вдвое!
— Запас должен быть не меньше 15% от того, что страна седает за год, — сказал «КП» директор Института конюнктуры аграрного рынка Дмитрий РЫЛЬКО. — Сегодня резервы зерна в России до этой цифры недотягивают.
Однако, как считает ученый, нам по силам собрать в этом году обещанные министром 75 млн. тонн зерна. И булок будет вдоволь. Сложнее с мясом.
— Свиней в последние месяцы в стране стало на 12% процентов меньше, — говорит Рылько. — А бычков убывает по 10% в год. Это очень тревожно. Скотину просто нечем кормить.
— Американцы правы! — подтвердил эти опасения завотделом прогнозирования Института экономики сельского хозяйства Анатолий АЛТУХОВ. — Проблема еще в том, что мы и кормить-то животных не умеем. Мы тратим на выращивание кило мяса в 2 раза больше зерна, чем на Западе! Потому сельским олигархам выгоднее продать хлеб за границу, а оттуда везти готовую говядину.
Удобрения прибыльнее нефти.
В 1990 году Россия произвела 10 млн. тонн мяса. В 2002 году — всего 4,6 млн. тонн. С мясом у нас сегодня хуже, чем в СССР, который баловал своих граждан колбасой только по талонам. А все мясное изобилие на наших прилавках — импортное.
— Хлеба мы тоже не соберем больше 65 — 70 млн. тонн, — считает Алтухов. — Трактора изношены на 70%, и вместо 4 списанных закупается лишь один новый. Американцы это со спутников отлично видят. К тому же из 10 тонн произведенных в России удобрений мы 9 тонн продаем за границу и только одну вносим в свою землю.
Вот и весь секрет, почему российский олигарх Алексей Федорычев, экспортирующий на Запад удобрения, со своим футбольным клубом «Монако» оказался в Лиге чемпионов сильнее нефтяного олигарха Романа Абрамовича и его «Челси»! И почему совладелец «ЮКОСа» Платон Лебедев сидит не за нефть, а за комбинат удобрений «Апатиты». Да удобрения прибыльнее «черного золота»!
А российская деревня тем временем сидит «на бобах», рассыпая на поля вместо положенных 10 млн. тонн «химии» в год лишь 1,4 млн. тонн.
Зато по урожайности мы круче СССР.
42 млн. гектаров, в которые Россия бросит зерно этой весной, тоже совсем не победа. Столько мы вспахивали в… военное время — 1943 — 1945 годах. А в 1990-м пахали по 63 млн. га. Но больше мы сейчас и не осилим — чтобы качественно поднять хотя бы сегодняшние гектары, нам не хватает 300 тыс. плугов. И еще 170 тыс. комбайнов, чтобы убрать потом хлебушек без потерь.
Удивительно, но факт — российский крестьянин умудряется собирать при всем этом с одного гектара в среднем 19 центнеров зерна по сравнению с 16 центнерами в 1986 — 1990 годах! То ли работать научились, то ли воруем меньше?
— Просто село пашет сейчас самые тучные участки. Неудобья заброшены, — выдал разгадку Алтухов. Из-за нехватки удобрений и техники зависимость российского села от погоды увеличилась за 15 лет с 50 до 80 — 85%. В этом году, например, по прогнозам синоптиков, засуха грозит самому хлебному после Кубани краю — Алтайскому — и всей Западной Сибири. Зато в средней полосе России и на юге особых катаклизмов не ожидается.
Но даже если право окажется ЦРУ и Россия пожнет хлеба меньше, чем ей надо для прокорма, всегда выручит нефть. За нее мы докупим зерна и мяса за границей сколько угодно. Дефицита булок и колбасы не будет. Вот только цены на продукты при этом могут взлететь на порядок. У нас ведь рынок. Ввозить в Россию зерно будут частные фирмы, а не государство. И цены диктовать — мировые.