Российские таможенники станут с большим подозрением относиться к каждой попытке ввезти в нашу страну украинскую и белорусскую баранину, козлятину или солонину.
В Центральном таможенном управлении (ЦТУ) сочли, что под видом этих продуктов недобросовестные импортеры могут пытаться провозить из дальнего зарубежья обычную свинину или говядину, ввоз которых жестко ограничен квотами.
Таможенные органы периодически усиливают внимание к импорту мясопродуктов из стран СНГ, пытаясь выявить контрабанду мяса из дальнего зарубежья. Особенно актуальной проблема любых видов мясной контрабанды стала после ограничения ввоза мяса в Россию квотным механизмом.
В России с прошлого года для защиты национальных сельхозпроизводителей импорт мяса квотируется. Каждой компании-импортеру выделяется определенный обем свинины, говядины или мяса птицы, который она в течение года может ввезти из определенной страны. В 2004 г. в рамках квот разрешено ввезти 420 000 т мороженой и 275 000 т свежей говядины, 450 000 т свинины и 1,05 млн т мяса птицы.
На этой неделе поступило в рассылку письмо ЦТУ таможням "Об усилении контроля завоза мяса", в котором прямо указывается, что не исключены попытки обойти квоты с помощью недостоверного декларирования страны происхождения товара или же провоза мяса под видом не попавших под квотирование продуктов. Среди возможных товаров "прикрытия", поступающих из стран СНГ, ЦТУ называет баранину, козлятину, субпродукты, свиной жир и жир домашней птицы. Но особое внимание таможенникам предлагается обратить на "соленые" и "приправленные" мясопродукты, не прошедшие тепловую обработку ("мясо с приправами без тепловой обработки" попадает под другой код ТН ВЭД, чем просто сырое мясо, и потому под квотные ограничения не подпадает).
В рекомендациях ЦТУ обясняется, как отличить настоящий продукт от продукта "прикрытия": "Приправа должна быть или внутри, или на всей поверхности продукта, и она должна быть или видна невооруженным взглядом, или определяться на вкус". В сомнительных случаях товар необходимо будет отправлять на экспертизу. Так же советует поступать ЦТУ и с соленым мясом: "В целях исключения недостоверного декларирования мяса говядины, свинины и домашней птицы <. .. > необходимо осуществлять проверку на процентное содержание соли, используя при таможенном оформлении заключения аккредитованных экспертных организаций".
Участники мясного рынка вчера подтвердили "Ведомостям", что схемы обхода квотирования с помощью банального добавления соли и перца действительно существуют. По словам исполнительного директора Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы Антона Сурикова, таким способом из Калининграда и Украины в Россию ввозят куриный фарш, использующийся в качестве сырья мясокомбинатами. По оценке Сурикова, на долю "перченого фарша", не попадающего под действие квот, приходится до трети поставок этого продукта. "Эту схему ввоза в свободную экономическую зону Калининграда фарша, добавление в него перца и соли с последующей поставкой в Россию используют уже около 60 цехов, хотя в конце прошлого года их было в Калининграде 20", — говорит Суриков. "О том, что в Калининграде используются серые импортные схемы, я слышал, но какие именно, не знаю, — говорит глава российского представительства Совета США по экспорту домашней птицы и яиц (USAPEEC) Альберт Давлеев, — но они точно не связаны с производством куриного фарша. Я знаю калининградские компании, которые производят фарш из легального, ввезенного в рамках квоты мяса птицы".
Поставщики мяса сомневаются, что рекомендация ЦТУ изменит ситуацию с контрабандой. По словам президента компании "Митлэнд" (крупный импортер мяса) Дмитрия Гордеева, на товары "прикрытия" приходится лишь 10% контрабандных поставок. Все остальное мясо, поставляемое в обход квот, просто переупаковывают на Украине и в Белоруссии. "Сейчас под видом украинской в Россию везут американскую печень говядины — при том, что ее поставки из США запрещены по ветеринарным причинам [из-за выявленного на североамериканском континенте случая коровьего бешенства], — говорит Гордеев, — а из Белоруссии в больших количествах шла польская свинина. Перед вступлением Польши в ЕС перед страной встала проблема с большими запасами свинины, и они ее решили с помощью Белоруссии и России". По оценке Гордеева, в Санкт-Петербург сейчас в сутки поступает 60 т контрабандной свинины и столько же говядины и печени. Еще один контрабандный поток свинины идет из Китая. Ее завозят в Россию под видом канадской, утверждает Гордеев.
Ринат Сагдиев «Ведомости» 22.04.2004
«Ведомости» 22.04.2004
Европа открыла границу. Для генетически модифицированных продуктов.
Европа, долгое время остававшаяся неприступной крепостью для генетически измененных продуктов, все же решилась либерализовать их ввоз.
Это означает, что фермерам и агропромышленным компаниям по всему миру придется вносить существенные изменения в стратегию своего бизнеса, а некоторым европейским потребителям начать привыкать к новой диете. Немодифицированных продуктов будет становиться все меньше.
Теперь любой продукт, в котором содержится 0,9% или больше ГМ-ингредиентов, должен продаваться в упаковке, сообщающей об этом. Торговые фирмы, продающие товар в Европе, обязаны проследить происхождение каждого ингредиента — от грядки до прилавка.
Европа с ее высокой покупательной способностью крайне притягательный рынок для производителей ГМ-продуктов, но завоевать его будет нелегко. В отличие от всего остального мира, свыкшегося с измененными продуктами, европейские потребители не расстаются с недоверием к ним. Сильным сдерживающим фактором являются и экологические организации, прежде всего Greenpeace. ЕС и раньше допускал продажу ГМ-продуктов в своих странах, но под давлением зеленых их поставки были сведены до минимума. Сейчас таких продуктов будет больше, но европейцев еще надо убедить покупать их.
Доля ГМ-продуктов в общей массе производящихся в мире продуктов стремительно растет. Например, уже больше половины сои, которая используется в широком спектре продуктов, — генетически модифицированная. Мировой рынок ГМ-продуктов, по некоторым оценкам, составил в пошлом году $4,75 млрд.
Американские сельхозпроизводители жалуются на то, что теряют потребителей из-за увеличения на рынке доли ГМ-продуктов. Фермеры в развивающихся странах сопротивляются их введению, даже если это помогает повысить производительность и победить голод — они боятся потерять европейский рынок. Очевидно, что потребителей, не приемлющих ГМ-продукты, в любом случае останется достаточно.
"В конце концов возникнет вопрос, хватит ли немодифицированных продуктов на всех желающих", — говорит представитель Nestlе Франсуа-Ксавье Перру.
Некоторые противники ГМ-продуктов уже почуяли выгоду. Власти округа Мендосино в Калифорнии решили совместить приятное с полезным: они запретили выращивать модифицированные зерновые и скот и заявили, что это сделает местную продукцию более конкурентоспособной, прежде всего в Европе. Похожие меры готовятся принять и другие округа и целые штаты.
Некоторые из продовольственных гигантов не спешат завалить рынок ГМ-продуктами, принимая в расчет предубеждения европейцев, но готовы начать поставки в любой момент. Так, в Unilever ГМ считают перспективным направлением, но пока продукцию в Европу не завозят. Германская Metro пока не предлагает ГМ-продукты, но подготовленное Greenpeace соглашение об отказе продавать их не подписала, потому что рассматривает такую возможность в будущем.
В лобовую атаку против Greenpeace, который уже пообещал устроить демонстрации противников модифицированных продуктов на улицах европейских городов, пока пошел только их ведущий производитель — американская Monsanto. Она нанесла первый удар, за несколько месяцев до введения новых правил начав поставлять в Европу пиво Kenth с ГМ-ингредиентами — чтобы прощупать почву. Greenpeace всеми силами пытался сорвать акцию, его активисты преследовали грузовики с пивом и печатали листовки, призывающие игнорировать его. Но даже сами представители зеленых признаются, что стоит европейцам начать привыкать к ГМ-продуктам — и битва будет проиграна. (WSJ, Кирилл Корюкин)