Россия завершила уборку зерна и подводит результаты страды. В этом году показатели валового сбора не столь впечатляющи, как в предыдущие два года, когда каравай весил более 80 млн тонн.
По прогнозу Минсельхоза РФ, в этом году он составит 70 мл тонн. Тем не менее, качество зерна в этом году лучше прошлогоднего, и это позволяет рассчитывать на то, что потребности в продовольственном зерне будут обеспечены полностью. Об этом рассказала руководитель Росгосхлебинспекции при правительстве РФ, главный Государственный хлебный инспектор России Оксана Лабутина.
Несмотря на снижение урожая, за обеспечение России продовольственной пшеницей собственного производства в этом году беспокоиться не стоит, продовольственного зерна хватит и для выпечки хлеба, и для производства макаронных и кондитерских изделий. Об этом свидетельствуют итоговые данные по обследованию качества собранного в этом году урожая.
По данным Росгосхлебинспекции на 14 октября, а это практически итоговые данные, на долю продовольственной пшеницы приходится 73% против 66% на аналогичную дату прошлого года. Причем отрадно, что прирост произошел за счет увеличения сбора ценной пшеницы (пшеница 3-го класса — ИФ): если в прошлом году ее доля составляла 31%, то в этом — 40%. Доля продовольственной пшеницы 4-го класса незначительно снизилась — с 34% в прошлом году до 33% в текущем. При этом бы хотелось отметить, что недавно некоторые СМИ "уличили" Росгосхлебинспекцию и Минсельхоз в расхождении данных об урожае пшеницы, обяснив этом приписками со стороны регионов. На самом же деле они неправильно истолковали наши данные. Минсельхоз дает цифры в целом по стране, Росгосхлебинспекция — в тех регионах, где проводится обследование зерна. Мы берем для обследования пшеницу и рожь в тех регионах, где их сбор оказывает существенное влияние на валовой сбор.
В этом году, как и в прошлые, самые высокие показатели по качеству зерна в Сибирском федеральном округе, который собрал 8,1 млн тонн пшеницы. Доля фуражной пшеницы здесь вряд ли превысит 5%, остальное придется на продовольственную. В Центральном федеральном округе, собравшем 4,5 млн тонн пшеницы, доля продовольственной составила 66% против 50% в прошлом году, причем доля ценной пшеницы возросла почти на четверть, а пшеницы 4-го класса снизилась на 8%. Значительного прироста продовольственной пшеницы добились хозяйства Воронежской, Курской, Тульской, Орловской и Тамбовской областей. В Южном округе, где собрано 9,4 млн тонн пшеницы, удельный вес продовольственной увеличился до 76% против 64% в прошлом году. Рост произошел в основном за счет увеличения доли ценного зерна — до 41% против 30% в прошлом году. Причем в Ростовской области ценной пшеницы собрано в два раза больше прошлогоднего, высоких показателей добились и хозяйства Волгоградской области. Аналогичные тенденции наблюдаются и в Уральском регионе, собравшем 2,6 млн тонн пшеницы. Здесь доля продовольственной пшеницы составила 73% против 61% в прошлом году, причем удельный вес ценной пшеницы достиг 28% против 18%. Из общей картины "выбивается" только Приволжский федеральный округ, где собрано 10,3 млн тонн пшеницы, качество которой соответствует показателям прошлого года — на долю продовольственной приходится 62%. Доля ценной пшеницы здесь снизилась с 32% в прошлом году до 28% в текущем, пшеницы 4-го класса — увеличилась с 30% до 34%.
Росгосхлебинспекция проверяет также качество зерна, отправляемого на экспорт. Пока необходимости в административном ограничении экспорта нет — цена на зерно в стране резко возросла, и экспортные операции стали невыгодными. Но контроль за использованием продовольственных ресурсов все-таки должен быть. По нашим данным, экспортные потоки пшеницы в июле, августе и сентябре этого года оказались наполовину меньше, чем за аналогичные месяцы прошлого года. Тем не менее, если эти темпы сохранятся, то к вопросу об ограничении экспорта зерна, скоре всего, придется вернуться в начале следующего года.
В прошлом году Росгосхлебинспекция не допустила на российский рынок более 100 тыс. тонн импортного зерна и продуктов его переработки, качество которого было опасным для потребителей. Попытки провезти некачественный товар продолжаются и в этом году.
Несколько лет назад был принят закон "О государственном контроле за качеством и рациональным использование зерна и продуктов его переработки". Закон и, в частности, обязанность хозяйствующих субектов отчитываться к 1 января и 1 июля каждого года об использовании зерна оказал положительное влияние на ситуацию на зерновом рынке. Прежде всего, он позволил усилить контроль за использованием зерна, более точно составлять балансы на федеральном и региональном уровнях. Мы сегодня можем более точно сказать — сколько зерна идет в мукомольную промышленность, сколько — на производство комбикормов и на другие цели. Это также позволяет федеральным и региональным властям более четко выстраивать зерновую политику.
Участники зернового рынка нередко высказывают предложения о том, что России при классификации зерна необходимо переходить от показателя содержания клейковины к белку, как это делается во всем мире. Мы движемся в этом направлении. И зарубежные контракты уже можно оформлять с указанием ограничений по белку, и стандарт, предусматривающий товарную классификацию зерна по белку, уже разрабатывается. Но все-таки от такого показателя, как содержание клейковины, нам отказываться не стоит, это очень правильный способ классификации зерна. В настоящее время в мире нет единых унифицированных товарных классификаций на зерно. В разных странах товарное зерно классифицируется по различным признакам с разными показателями и нормами качества. В российском стандарте для отнесения пшеницы к тому или иному товарному классу предусмотрен более широкий перечень показателей, чем например, в американском и канадском стандартах. Особенностью российской классификации является включение в стандарт показателей, характеризующих хлебопекарные свойства зерна, прежде всего, количество и качество клейковины. Кроме того, в силу российских особенностей у нас ежегодно до 5 млн. тонн зерна повреждается клопом-черепашкой, и чтобы установить класс зерна, нам надо знать качество белка, качество клейковины.