Столыпинская идея развития российской деревни с помощью механизмов кооперации начинает работать на Северо-Западе. Однако процесс идет крайне медленно и ускорить его может лишь целенаправленная политика государства.
В последнее время наблюдается заметное увеличение оборотов сельских потребительских кооперативов, в частности, в регионах Северо-Запада России. Это связано с ростом потребления сельскими жителями и увеличением закупок у них сельхозпродукции кооперативами. Классическая (по мировым понятиям) сельская кооперация, пришедшая на смену советской (физические лица не могли быть участниками кооперативов, сфера деятельности которых была к тому же сильно ограничена), захиревшей в 1990-е годы, возможно, станет "точкой роста" российской сельской глубинки. Этому способствуют специфические особенности сельской кооперации, на которые еще в начале ХХ века обращал внимание российский премьер Петр Столыпин, рассчитывавший с ее помощью значительно ускорить развитие российского села, где фактически не работают "городские" экономические (инвестиционные) и социальные механизмы. Сейчас потребительские кооперативы начинают все активнее влиять как на экономическую, так и на общественную жизнь сельских жителей. Правда, к серьезным переменам это влияние пока не привело.
И швец, и жнец.
С советских времен традиционной формой потребительской кооперации в России является облпотребсоюз — добровольное обединение потребительских обществ на основе решений собраний их пайщиков для координации совместной деятельности. Главные источники капитала для кооперативов — деньги пайщиков, государственные дотации и доходы от собственной коммерческой деятельности.
Развитый облпотребсоюз — большое многоотраслевое хозяйство. Прежде всего это сеть универсальных магазинов и центров оказания различных услуг — от ремонтно-строительных до ритуальных. Помимо торговли в стационарных магазинах, почти все облпотребсоюзы развозят товары на машинах по отдаленным и малонаселенным деревням. В отдаленных районах облпотребсоюзы фактически являются монополистами на рынке обеспечения населения товарами и услугами. Крупный бизнес пока не идет дальше райцентров — если село расположено более чем в 15-20 км от больших дорог, скорее всего, "райпо" будет там единственным магазином. Помимо того, у многих облпотребсоюзов есть дочерние коммерческие организации — в основном комбинаты, где перерабатывается продукция сельского хозяйства и различного рода сырье (ягоды, грибы и др.), закупленное у населения.
Система потребительской кооперации в России начала возрождаться в последние три года. По разным оценкам, доля кооперативных организаций занимает в товарообороте различных областей Северо-Западного региона от 5-10 до 25%, в отдельных районах Вологодской, Псковской, Новгородской областей — более 50%. Ее обемы варьируются в пределах от 113 млн рублей в Мурманской области до 2200 млн рублей на Псковщине.
Увеличение оборотов кооперативов во многом обусловлено ростом закупок сельхозпродукции у населения. Например, в Республике Коми обем закупок за последние три года вырос почти втрое. Для населения это становится все более важной статьей дохода: так, в Новгородской области в 2002 году выручка большого числа селян (активно включившихся в такой бизнес) за поставленную кооперативам сельскохозяйственную продукцию превысила в среднем 500 долларов на человека в год, а в некоторых случаях она достигала 1500 долларов и более. Для региона, где среднегодовое потребление товаров на человека обычно составляло чуть больше 200 долларов, это значимо и дало уже заметный синергетический эффект: на селе начал серьезно повышаться платежеспособный спрос, что, в свою очередь, привело к росту продаж кооперативов, то есть к дополнительному увеличению торгового оборота.
Богатеющие кооперативы начали вкладывать возрастающие прибыли в увеличение ассортимента продаваемых товаров и оказываемых услуг. Некоторые из них стали даже заниматься развитием социально-культурной инфраструктуры: открывают библиотеки, детские площадки, кооперативные техникумы, сельские клубы (не говоря уже о том, что расширяющие свою деятельность облпотребсоюзы создают для крестьян новые рабочие места).
Так, Новгородский облпотребсоюз является единственным учредителем негосударственного среднего профессионального образовательного учреждения "Новгородский кооперативный техникум". При техникуме действует оздоровительный центр. Псковский кооперативный техникум также довольно известен — он часто организует спортивные соревнования. В Мурманской, Архангельской, Новгородской областях расширяются сети создаваемых при райпо библиотек и "чайных", которые местные жители используют в качестве клубов (для общения). Некоторые из них настолько хорошо благоустроены, что местные власти начинают рекламировать их (в качестве собственного достижения) заезжему начальству. Так, Кирилловское райпо Вологодской области однажды удостоилось даже посещения Президента Путина.
Судя по всему, по мере увеличения размаха кооперации она будет играть в жизни крестьян все более важную роль. Именно подобный институт, экономически обединяющий жителей района, может стать реальной основой для функционирования настоящего, сильного местного самоуправления. Таким образом, в российской глубинке постепенно начинает работать "столыпинская модель" — развитие села не государственными органами, а гораздо лучше понимающими местную специфику частными организациями, по существу, структурами стихийно возникающего "потребительского" самоуправления. Роль государства в этом процессе сводится к поддержке самих кооперативов (да и то не во всех регионах), что, судя по всему, является оптимальным методом госрегулирования (прямое дотирование сельских жителей, например товаропроизводителей, малоэффективно, как показывает опыт).