Ажиотаж вокруг возможного дефицита зерна в стране и, как следствия этого, подорожания хлеба не утихает. Как уже сообщала "РГ", например, в Перми и Воронеже зерна осталось всего на две недели. А что делать москвичам? Может, пока батоны не исчезли с прилавков, пора сушить сухари? Мегаполис с десятимиллионным населением прокормить тяжелее, чем любой областной центр. На вопросы корреспондента "РГ" отвечает зам. руководителя департамента продовольственных ресурсов Москвы Виктор Ольховой.
— Гарантирую на сто процентов: никаких проблем с обеспечением хлебом в Москве не будет. Судите сами. Обычно город перерабатывает на муку 60-65 тысяч тонн зерна в месяц. Увеличения спроса на хлеб и хлебобулочные изделия, как заверили хлебопеки и мукомолы, не предвидится. Наоборот, в мае он даже упал на 3-5 процентов.
— Так праздники были. Народ пироги пек.
— А сейчас горожане поехали на лоно природы, на дачи. Поэтому мы считаем, что летом потребность в зерне не превысит тех же 65, ну 70 тысяч тонн. Лежит же на складах 200 тысяч тонн. Другими словами, можно спокойно жить, не завозя ни грамма целых три месяца.
— Ну а вдруг все-таки на москвичей нападет аппетит и подчистят закрома раньше?
— И это предусмотрели. Заключили дополнительные контракты. 85 железнодорожных вагонов зерна на подходе к столице. За июнь будет завезено более 60 тысяч тонн. Никогда такого не было.
— А говорите, нет оснований для тревоги…
— Подстраховаться нелишне. У нас и мелькомбинаты купили зерно на хранение. В общем, что бы ни случилось, меньше 145 тысяч тонн запас не опустится, а по технологии достаточно 100 тысяч тонн. Большие излишки тоже не нужны. Сегодня зерно стоит дороже, чем осенью. Если купить его много, то это скажется на цене хлеба, чего нельзя допустить. Лучше подождать нового урожая.
— Предсказывают, что хлеб все равно подорожает.
— В Москве до конца года не больше чем на 7-8 копеек. В пределах инфляции.
— Поделитесь, как вы это подсчитали.
— Пожалуйста. Килограмм муки высшего сорта мелькомбинаты отпускают по 6,50 рубля за килограмм. Чтобы регионы не кинулись ее вывозить из Москвы, возможно, планку придется немного поднять — до 7-7,20, или на 5-6 процентов. Доля муки в цене хлебной булки — 37 процентов, следовательно, ее удорожание добавит к стоимости буханки 2 процента. В общем, те самые 7-8 копеек. Цены-то на муку в Москве самые стабильные, до сих пор находятся на уровне 2001 года. Подорожали энергоресурсы, железнодорожные тарифы, выросла на 80 процентов зарплата, аренда на землю… А цена на муку — неизменна! С поступлением же нового урожая она может еще упасть, так как упадут цены на зерно. Если сейчас мы платим за килограмм с доставкой по 4,30, то во время уборки будем платить по 3,50 — 3,60.
— А если чуть подальше заглянуть, например, в будущую зиму?
— Мы внимательно следим за созреванием урожая, обстановкой в регионах. Знаем, что посеяно меньше озимых, что около 3 миллионов гектаров погибло… Но при всех условиях валовой сбор пшеницы должен составить 35-37 миллионов тонн. А чтобы прокормить всю Россию и иметь семена, нужно 20-22 миллиона тонн. Столичным мелькомбинатам мы предусмотрели 950 миллионов рублей кредитов на покупку 1 миллиона 200 тысяч тонн зерна. Еще 350-450 миллионов рублей потратит наш департамент на закладку еще 100-150 тонн зерна. Эти деньги предусмотрены бюджетом. Так что я убежден, что все будет нормально и на полях, и в столице.