Очень высокие показатели сбора урожая зерновых в России в минувшем году вызывали прилив энтузиазма лишь у людей, далеких от проблем АПК, да у зернотрейдеров-экспортеров.
Сами же сельхозпроизводители с тревогой говорили об угрозе полномасштабного финансового кризиса, отбрасывающего отечественное сельское хозяйство в состояние депрессии середины 1990-х годов. Ведь результаты тяжелого крестьянского труда фактически оказались слабо востребованными внутренним рынком, а на внешний смогли продвинуться во многом за счет демпинга. Как итог только начавший переходить в стабильный режим работы АПК вновь лишился возможности аккумулировать ресурсы на модернизацию материально-технической базы и повышение качества производства. Соответственно резко снизилось желание инвесторов развивать свой агробизнес.
Сокращение зернового клина отозвалось на обслуживающих производствах. Вынужденный на всем экономить сельхозпроизводитель отказывается от закупок высокоэффективных удобрений и средств химической защиты растений, новых сортов злаков. Тем самым судьба урожая в который раз вверяется милости природы.
Однако больше всего последствия "небывалого урожая" ощутили предприятия сельскохозяйственного машиностроения. По итогам последних трех лет работы предприятий комплекса складывалось впечатление, что машиностроители смогут обеспечить восстановление машинно-технологического парка АПК, предельно изношенного за предыдущее десятилетие. Случилось же обратное: производство на предприятиях этой подотрасли в I квартале упало по сравнению с прошлым годом практически на треть, во II квартале также ожидается похожая картина. Причем заводы, выпускающие сравнительно недорогие и несложные машины по обработке почвы и оборудование для животноводства, еще могут побороться за тощий кошелек крестьян. Гораздо тяжелее положение производителей такой высокотехнологичной продукции, как тракторы и комбайны. Во многом выручавшая их ранее программа федерального лизинга в текущем году пока еще не заработала.
В этих условиях каждое предприятие ищет собственный путь преодоления стагнации. Крупнейший производитель комбайнов ростовский завод "Ростсельмаш", например, во время спада рыночной активности интенсифицирует проведение масштабной реконструкции. На заводе идет оптимизация производственных площадей: производство должно стать компактным и гибко реагирующим на маркетинговую конюнктуру. Начато производство новой модели комбайна "Нива-Эффект", которая заменила прежнюю, хорошо всем известную "Ниву", полным ходом идет подготовка производства комбайна, промежуточного между "Дон-1500Б" и "Нива-Эффект". На заводе идет монтаж новых лазерно-раскроечных и гибочных комплексов, закупленных в Германии.
"Мы проводим глобальную реформу предприятия не в самый простой момент его жизни, сказал генеральный директор "Ростсельмаша" Валерий Мальцев. В былые времена каждое крупное машиностроительное предприятие представляло мини-отрасль: проще говоря, на входе была руда и уголь, а на выходе готовое изделие. Сегодня в таком виде бывшим гигантам индустрии не выжить".