Последнюю неделю мая средства массовой информации буквально взорвали читательскую аудиторию мрачными предсказаниями хлебного голода и роста цен.
Предсказатели цитировали именитых экспертов и ссылались на данные из различных источников. А суть сводилась к тому, что в России грядет тотальный дефицит зерна со всеми вытекающими отсюда последствиями. Естественно, не обошлось без рецептов оперативного вмешательства. Редакция журнала АгроБизнес и пищевая промышленность попросила экспертов агентства Стратег дать комментарии и свою оценку происходящему.
— Уважаемый Стратег, как Вы можете обяснить столь яростную полемику в прессе вокруг российского хлебного рынка?
— Чтобы обяснить суету вокруг российского зерна, необходимо определить информационные поводы для возникновения полемики. Последнюю неделю мая мы внимательно отслеживали хронологию и тематику публикаций на хлебную тему. Ключевыми моментами для информационного взрыва, на наш взгляд, послужили три события: визит в Ростов-на-Дону Американской ассоциации производителей пшеницы, очередная оценка Алексея Гордеева урожая зерна на 2003 год и VI сезд пекарей России при активном участии Ассоциации отраслевых союзов АПК.
— В чем заключается интрига визита американцев на донскую землю, и как Вы можете прокомментировать это событие?
— По поводу американцев позвольте обратиться к статье журналиста Игоря Буракова Разведка хлеба. Американцы собирают сведения о российском экспорте, опубликованной в газете Время новостей. А интрига в том, что ближайшие конкуренты России по мировой торговле зерном приехали к донским экспортерам, как бы в гости, но со своим. Они привезли с собой малоутешительный диагноз для российского рынка зерна на предстоящий сезон и безапелляционное заключение — при таком состоянии здоровья на люди показываться не стоит. Дружеская встреча более всего походила на дуэль. Американцы выставили на поединок вице-президента Американской пшеничной ассоциации Пола Дикерсона, который заявил, что в нынешнем году Россия соберет 36 млн. тонн пшеницы. Следовательно, с учетом переходящих запасов и внутреннего потребления сможет экспортировать не более 1 млн. тонн. От российской стороны честь отечественного зернового рынка защищал председатель правления Агро-индустриальной корпорации Астон Вадим Викулов. Его точка зрения в отношении урожая была менее категоричной, а оценка экспортного потенциала зерна — на уровне 5 млн тонн, из которых 3,5 млн тонн придется на пшеницу. Кто выйдет победителем, во многом зависит от благоволения господа по части погоды и того, будет ли наше Правительство ставить подножки в этой борьбе своим недавним стратегическим партнерам — экспортерам. В качестве комментария предлагаем обратить внимание, что в последнее время на арене мировой торговли зерном российские экспортеры серьезно попортили кровь американцам на Ближнем Востоке.
— Что Вы можете сказать по поводу оценки урожая главным экспертом российского зернового рынка Алексеем Гордеевым? Насколько актуально принятие ограничительных мер для стабилизации рынка?
— Здесь следует обратить внимание на уверенную декларацию неуверенности. В ответе на вопрос РИА Новости он уверенно заявил, что прогнозируемая цифра производства зерна — 70 млн. тонн в весе после доработки. Однако, ближайшие намерения Правительства по ограничению экспорта и стабилизации цен на внутреннем рынке, в версии вице-премьера выглядят, как неуверенность в собственных словах. Дело в том, что по оценкам экспертов нашего агентства, при урожае в 70 млн. тонн, проблем с дефицитом зерна возникать не должно. Более того, при таком обеме производства экспортеры могут претендовать на свободный вывоз 5 млн. тонн зерна, из которых под пшеницу можно запланировать 3 млн. тонн. В меру своих возможностей мы составили переходящий баланс зерна с 2000 по 2004 год. Согласно этой версии, озаботиться лечением рынка стоило бы при урожае зерна менее 65 млн. тонн. Относительно недавно г-н Гордеев посетил Америку с рабочим визитом. Всему миру известно, с каким трепетом американцы лелеют сферу своих жизненных интересов. И кто знает, не заронили ли они в душу вице-премьера зерно сомнений относительно видов на российский урожай?
— Недавно в прессе прошла публикация о том, что аграрии призывают правительство стабилизировать ситуацию на рынке продовольствия. Здесь же проскользнул недвусмысленный намек на рейтинг Президента. Что Вы думаете по этому поводу?
— Наверное, Вы имеете в виду статью Оксаны Карповой Истина в зерне. Цены на хлеб могут ударить по рейтингу Владимира Путина. Честно говоря, с первых же абзацев она повергла нас в недоумение, и чтобы не грешить против истины, позвольте процитировать выдержку из статьи — Аграрии, встревоженные неконтролируемым ростом цен на хлеб, призывают правительство немедленно стабилизировать ситуацию на продовольственном рынке. В противном случае, полагают эксперты, России не избежать дефицита продовольственной пшеницы. А это совсем не на руку президенту. Интересно, причем здесь Президент и кто такие аграрии? Во-первых, для власти, как и для любых других направлений человеческой деятельности, предусмотрена корпоративность прав и обязанностей. В данном случае проблема продовольственного рынка является сферой ответственности конкретного члена правительственной команды, отвечающего за этот сектор российской экономики. Во-вторых, почетное и уважаемое звание аграриев, по нашему мнению, носят те, кто работает на земле. Тем не менее, в контексте данной статьи знамя аграриев вручили председателю совета Ассоциации отраслевых союзов АПК Виктору Семенову. Для справки, с апреля 1998 по май 1999 года — министр сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Далее все в духе того времени — мягко отодвинув с линии огня естественные монополии с их неустанным ростом цен на энергоресурсы, всю мощь артподготовки оппоненты обрушили на четырех участников рынка — правительство, экспортеров, сельхозпроизводителей и розничную торговлю. Затем, блюстители народных интересов перешли в наступление, вооружившись разнокалиберными панацеями по предотвращению возможного кризиса — проведение зерновых интервенций с целью сокращения экспорта, введение таможенных пошлин на импорт муки, введение квот на экспорт урожая, ограничение размера торговой надбавки в рознице. Согласитесь, если это не журналистские огрехи в изложении фактов, то рецепт живительного коктейля выглядит глуповастенько. А чтобы определить, в чьих интересах ведется кампания, достаточно присмотреться, кого из участников рынка не зацепило артналетом гневных обвинений.
— Подводя итог, скажите, в чем причина лихорадки, и чего не хватает российскому зерновому рынку для нормального, позитивного развития?
— Главная причина хронической лихорадки не только зернового рынка, но и других отраслей российской экономики, лежит на поверхности — дисбаланс интересов отдельных категорий участников. В настоящее время потребность операторов рынка по совмещению интересов происходит лишь на клубном уровне, что только усиливает опасность одностороннего крена. Для нормального развития нам не хватает самой малости — осознания своего единства на более высоком, общегосударственном уровне. А этому не грех поучиться и у американцев.