Министерство сельского хозяйства решило защищать российское крестьянство от импортной сельхозпродукции по максимуму.
В конце прошлой недели на правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса чиновники договорились разработать защитный механизм, который бы автоматически вступал в силу, после того как другие страны ограничат экспорт сельхозпродукции из России. Кроме того, комиссия определила список продовольствия, который будет защищаться. На рынке называют затею глупой и вредной.
Сегодня, по оценкам Минсельхоза, таможенно-тарифная защита распространяется на 11.45% российского агрорынка, а соответствующий мировой показатель равен 62%. Чтобы догнать остальной мир, как считают в министерстве, список защищаемого продовольствия надо расширить.
Идея Минсельхоза получила поддержку Министерства экономического развития и торговли. На заседании комиссии руководитель департамента тарифной политики Минэкономразвития Андрей Кушниренко рассказал сразу о нескольких протекционистских предложениях, которые готовятся в его ведомстве. Так, в ближайшее время в правительство будет внесен проект постановления по ограничению импорта риса, дрожжей и соевого шрота. Следом за ним законодательно может быть закреплено введение квот и повышение пошлин на ввоз сливочного масла и сыра. А позже Минсельхоз и Минэкономразвития придумают, как построить ограничительные барьеры для импорта зерна, молока и растительного масла.
Очевидно, что многие защитные меры не понравятся Всемирной торговой организации, в которую Россия пытается попасть. ВТО настаивает на том, чтобы господдержка села была существенно снижена, а доступ на российский рынок зарубежного продовольствия максимально свободным. В Минсельхозе же свои протекционистские намерения обясняют очень просто. "Если мы не введем сейчас защитные барьеры и не выделим на село определенный обем финансовой поддержки, то, когда мы станем членами ВТО, нам уже не удастся это сделать", — не скрывает замысла министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
Как считают в министерствах, защитные планы не станут сильно раздражать ВТО потому, что ограничения импорта будут действовать только при определенных условиях. По планам Минэкономразвития нужно ввести автоматическую систему защиты села, которая будет вступать в действие сразу же после того, как зарубежные страны введут какие-либо дискриминационные меры в отношении нашего продовольственного экспорта. К тому же из того перечня, который был оглашен на комиссии, по словам Андрея Кушниренко, очень многие товары ввозятся с Украины. А у нее с Россией режим свободной торговли, и ввести ограничения на этот импорт будет сложнее.
С автоматической системой защиты не совсем согласны аналитики аграрного рынка. "Защищать рынки в ответ на действия других стран можно только в том случае, когда имеется целый перечень механизмов и хорошо проработанная система защиты, — говорит директор Института аграрного маркетинга (ИАМ) Елена Тюрина. — А для этого правительству необходимо очень хорошо знать ситуацию на определенных рынках, чтобы не навредить протекционистскими мерами".
Защита некоторых сельхозтоваров, по мнению аналитиков, необходима, но только тех, которые действительно мешают собственному производству. К таким они относят производство растительного масла, риса, переработку сои. Но в предложениях министерств есть такие товары, ограничение импорта которых могут иметь обратный эффект. Руководителю аналитического центра "СовЭкон" Андрею Сизову непонятно, например, почему предлагается ограничивать импорт зерна. "Во всем мире рынки защищаются от продуктов более высокой степени переработки, мы же пытаемся защититься от сырья, — говорит он. — Например, правительство ошиблось, когда в начале года отменило пошлины на соевый шрот, но оставило их на соевые бобы. Преследовалась цель обеспечить кормами птицепром, а получилось, что собственная переработка сои начала останавливаться". По его словам, нелогично вводить ограничения импорта зерна накануне неурожайного сезона. "Это лишит собственную мукомольную отрасль дешевого сырья, и соответственно правительство этой мерой повысит уровень цен на хлеб", — считает Андрей Сизов.