- Крестьянские ведомости - https://kvedomosti.ru -

Буренка ответит за все.

Раньше, помнится, что с трибун, что в газетах не умолкало: животноводство — ударный фронт. Однако за годы минувшие так по этому самому животноводству понаударяли, что впору уже поштучно пересчитывать оставшиеся рога и копыта.

Когда хмельной ветер экономической свободы ударил "дорогим россиянам" в голову, это незамедлительно сказалось и на судьбе краевого молочного животноводства. Как печально вспоминает статистика, в 1992-1993 годах коров в регионе в процентном отношении было вырезано больше, чем в последующие годы. Гуляй, мол, губерния, режь буренок, на одном зерне проживем. Как бы не так. Теперь вот и с зерном затык полный, никто его брать не хочет.

А с буренками и вовсе конфузия вышла. Сегодня в крае осталось около 300 хозяйств, занимающихся молоком. Причем на начало года в наших широтах в общей сложности в общественном секторе насчитывалось 133 тысячи коров, из них 123,8 тысячи голов дойных. При этом на 200 мелких хозяйств из 300, где стадо от 50 до 100-200 голов, приходится 20 тысяч коров. А остальные 100 крупных сельхозпредприятий содержат все прочее краевое поголовье.

Так вот, эти самые мелкие, то бишь слабые хозяйства реально влачат прежалкое существование. К примеру, если лучшие сельхозпредприятия края в прошлом году надоили более 6 тысяч килограммов молока от одной фуражной коровы, то на противоположном экономическом полюсе годовые надои — по 600-700 килограммов. Естественно, такую корову гуманнее пристрелить на месте, чтобы не мучилась. И чтобы на ферме меньше возможностей воровать было.

Более того, хотя в прошлом году и удалось замедлить сброс поголовья по сравнению с 2001 годом, когда на мясо отправили 18,7 тысячи коров, но все же краевое стадо к началу года нынешнего "похудело" на 10 тысяч буренок. (Правда, за счет роста продуктивности удалось прибавить в производстве молока). И тенденция вырезания сохраняется.

Даже крепнет мнение, что мелкие хозяйства в плане развития молочного животноводства обречены. И что пусть не сейчас, но в ближайшие годы они все едино дорежут свои небольшие гурты, и никакая экономическая стратегия их, дескать, не спасет. Если, конечно, руководители там новые не появятся или прежние не опомнятся и не начнут спасать животноводство и выкарабкиваться из ямы наверх. Во всяком случае, примеров полной ликвидации животноводства в крае уже немало.

Впрочем, хладнокровно калькулируют прагматики, если даже "безнадежные" хозяйства и дорежут 20 тысяч своих коров, то в общественном стаде устойчивых сельхозпредприятий все равно останется более 100 тысяч голов. Что, дескать, позволит обеспечить потребительский спрос населения края на молочные продукты.

И вообще, мол, сокращение поголовья КРС неизбежно, так как никаких экономических предпосылок для его роста нет. И даже традиционно сильные хозяйства края поголовье сегодня не наращивают, выдерживая стабильную численность. Но это все-таки сельхозпроизводители с более или менее солидным "подкожным" финансовым слоем. А что делать рассыпающимся в прах хозяйствам, особенно в таежной и подтаежной зоне, где пшеница нужной клейковины не дает, корова хуже козы доится и люди без работы сидят?

Опять же и ставка на широко разрекламированное мясное скотоводство себя в итоге не оправдала. В условиях края тем же герефордам нужны специальные дорогостоящие кормовые добавки, чтобы получать на них, несостоявшихся героях откорм-площадок, требуемые по технологии привесы. В конечном счете дешевизна содержания этой мясной породы начисто "седается", а пресловутое "мясо для богатых" влетает в такую копеечку, что и не на всяком "новорусском" столе ему находится место. И куда бежать? Опять за молочное животноводство браться? Так ведь закупочная цена на молоко такая, что даже при годовом надое 3 тысячи килограммов от фуражной коровы, на который в этом году планирует выйти край, отдельно взятое хозяйство все равно экономически не выживет.

А ведь попадание в "клуб 3-тысячников", по сути, дело не такое уж и хитрое. Достаточно просто соблюдать технологию, кормить — поить — доить животных вовремя, не воровать, и этот уровень вполне достижим. Чему опять же по краю примеров масса.

И тем не менее эта планка стабильности хозяйству сегодня из-за треклятого диспаритета цен отнюдь не гарантирует. А чтобы дальше шагнуть, к надоям в 4-5 тысяч килограммов молока, нужно уже голову напрягать — племенную работу вести, рацион кормления по питательности балансировать. А многим ли нашим хозяйствам, к числу привычных лидеров отрасли не относящимся, это сегодня реально по силам?

Да и со свиноводством что-то в конце концов делать надо, уж если думать о будущем села. В общественном секторе и без того лишь 146 тысач хрюшек недорезанных осталось. "Седим" эти остатки поголовья, так и на личных подворьях свинский генофонд не выживет. А ведь во многих деревнях только подворье людей и спасает.

Старых вопросов больше, чем новых ответов. И "курс валют" покуда на селе прежний: что ГСМ, что запчасти, что зарплата — за все расплачиваются буренками.